Вологодский старец Александр Баданин: Господь поддерживает святых через Своих угодников

В преддверии празднования Собора Вологодских святых продолжаемпубликацию материалов о святом праведном Александре Вологодском (Баданине). Начало доступно на сайте Вологодской митрополии в разделе «Публикации»:

Часть 1. 

Часть 2.

Часть 3.

Часть 4.

5. Господь поддерживает святых через Своих угодников

Совсем не случайно святой Иоанн Кронштадтский благословлял обращаться к отцу Александру Баданину тех, кто просил у него духовной поддержки, – всероссийский батюшка видел в вологодском священнике своего духовного собрата.

Несомненно, святой праведный Иоанн имел от Бога дар видеть старцев-священников, которые, подобно ему, духовно возросли не в монастыре, а в суете приходской жизни. Москвичи Валентин Амфитеатров, Алексий Мечёв, одессит Иона Атаманский – вот самые известные из русских священников конца XIX – начала XXвека, заслуживших, как и Иоанн Кронштадтский, громадный авторитет у народа.  Эти батюшки умели любого поддержать в тяжёлую минуту, помогали страждущим и заблудшим находить помощь у Христа Спасителя.

Нам не известно, встречались ли Кронштадтский и Вологодский праведники. Хотя это было вполне возможно: отец Иоанн не раз бывал в Вологде на пути в родную Суру – село на северной реке Пинеге в Архангельской губернии. Он любил посещать вологодские церкви. Точно известно, что был в Казанском храме, что находится совсем близко к флигельку, где жила семья Баданиных. Так что, вероятно, старцы могли и увидеться.

Не станем гадать. Куда важнее, что эти святые, несомненно, имели духовное общение, о чем свидетельствует эпизод из жизни ещё одного святого – священномученика Николая Караулова. Этот праведник считал отца Александра Баданина своим истинным благодетелем, что и отметил в воспоминаниях, опубликованных в книге «Молитвенник к Богу усердный».

Молодого батюшку постигло страшное испытание: в 25-летнем возрасте его супруга. Александра Аполлоновна, заболела туберкулезом.  А ведь незадолго до этого пастырь вместе с женой посетил преподобного Варнаву Гефсиманского, предсказавшего ему будущие скорби. Действительно, болезнь матушки Александры развивалась стремительно. Она скончалась, и на руках молодого вдовца остались трое маленьких детей: Алексей, Ольга и Анатолий. Старшему, Алеше, минуло всего 7 лет.

«Не высказать всей глубины моего горя, я был близок к отчаянию, – вспоминал позднее отец Николай. – Я чувствовал физически, что это непосильное бремя гнетет меня и придавливает к земле». Молодой вдовец был близок к отчаянию, ни в чём он не находил утешения. Когда он чувствовал себя ужасно тяжело, изнемогал от скорби, то решил пойти к отцу Александру. Они были знакомы: отец Николай иногда посещал настоятеля Вознесенской церкви и, как указывает автор воспоминаний, «пользовался его любовию и расположением».

Когда страдалец пришёл в храм на берегу Вологды, Литургия уже закончилась. Долго-долго отец Александр оставался в алтаре, потом выглянул в северную дверь на мгновение – и снова скрылся. Молодой вдовец ждал батюшку – как и другие богомольцы, жаждавшие совета и утешения от старца. Выйдя, наконец, из алтаря, отец Александр, как вспоминает отец Николай, прошел «мимо меня, заметил: «Знаю, что тебе нужно». Те же слова повторил он еще два раза, проходя мимо. Потом, остановившись предо мною, говорит: «Иди ко мне в дом».

Так и было сделано. Пришлось молодому священнику и в квартире Баданиных провести довольно долгое время, пока не пришел хозяин. «Не поздоровавшись со мною, – вспоминает автор публикации в книге «Молитвенник к Богу усердный», – он начинает нервно ходить по комнате, потирая свои иззябшие руки. Заговори он со мною по-обыкновенному, начни утешать обычными словами сочувствия, уверен, что не достиг бы своей цели. Но отец Александр поступил не так. Пройдя несколько раз по комнате взад и вперед, он останавливается пред портретом приснопамятного отца Иоанна Кронштадтского, висевшим на стене, и произносит: «Господи, вот человек, который ради Бога оставил семейную жизнь, оставил жену ради служения Богу и ближнему. Сам оставил, по доброму желанию, – и Господь во всём помогает ему. Когда же Господь по воле Своей отнимает друга жизни, то Он ещё более заботится о том человеке, дает ему крепость и силу, значит, считает достаточно сильным и могущим вынести эту тяжесть. Он подкрепляет его Своею благодатию. С каждым словом отца Александра я всем существом чувствовал, что с меня сваливается моя тяжесть, и я ушел от него домой обновленным, укрепленным душой и телом и совершенно успокоенным».

Эти воспоминания составлены, когда отец Николай Караулов был еще настоятелем Екатерининской церкви.

Там он служил, пока в 1921 году не был арестован и сослан в Пинегу. Не забудем, что это – родные края праведного Иоанна Кронштадского. Вернувшись в Вологду, в 1923 году отец Николай принял монашество и был епископом Вельским, викарием Вологодской епархии. Выйдя на покой, владыка Николай служил в Екатерининской церкви до её закрытия в 1929 году, после этого – в Лазаревском храме, рядом с могилой своего благодетеля – святого праведного Александра Баданина. Вот каким его запомнил протоиерей Алексий Резухин (он в то время был мальчиком и прислуживал в алтаре): «…епископ Николай (Караулов) – …совершенно седой старец с длинной бородой, с голубыми глазами».

В 1930 году епископ Николай был снова арестован. Свидетели донесли, что он на молебнах поминал заключенных – это расценивалось как демонстративная защита «врагов народа». Секретный осведомитель сообщал о владыке Николае: «Караулов местный, старый житель. Он в городе самый популярный епископ. Он уважается и всеми священниками… Очень уважаем и сидящими в камере».

Епископ Николай (Караулов) был сослан в Казахстан и скончался в 1932 году в тюрьме (по другой версии – на пути в ссылку). Интересно, что вначале местом ссылки священномученика был определён Северный край.

Жизненный путь священника, а потом и епископа Николая показывает, что он с благоговением и смиренной верою принимал благословения и наставления святых отцов, встречавшихся ему, – старцев Александра Вологодского и Варнаву Гефсиманского. Их напутствия, а также благодатный пример праведного Иоанна Кронштадтского, помогли священномученику сохранить крепость веры и со смирением перенести все тяжкие испытания.

Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2000 году причислил епископа Николая (Караулова) к лику новомучеников и исповедников Российских.

Продолжение следует