Вологодский старец Александр Баданин: Храм безбожники снесли, но память о святом уничтожить не смогли!

В преддверии празднования Собора Вологодских святых продолжаем публикацию материалов о святом праведном Александре Вологодском (Баданине). Начало доступно на сайте Вологодской митрополии в разделе «Публикации»:

Часть 1. 

Часть 2.

Часть 3.

  1. Храм безбожники снесли, но память о святом уничтожить не смогли!

Вознесенский храм, куда перевели из кафедрального собора отца Александра Баданина, был одним из старейших в Вологде. Его можно было видеть из окон Вологодского духовного училища, выходивших на реку Вологду. Церковь отличали резные Царские Врата XVII века и пономарская дверь с изображением благоразумного разбойника – она была перенесена из древней деревянной церкви, стоявшей на этом месте до постройки каменной, освященной в 1700 году. Были здесь и другие древние образы.

Но после революции памятники древности не могли служить, так сказать, охранной грамотой. Скорее, они для новой власти стали пережитком проклятого прошлого. Рядом с церковью стояло каменное здание, где размещались водопровод и электростанция. Его не тронули, а храм разрушили, когда в 1928 начали строить каменный мост. Кирпичами и камнями фундамента церкви засыпали полые мостовые устои.

В советское время, когда коммунальные службы выехали, здание занял спортивный зал общества «Труд». А на месте, где была церковь, устроили каток. Правда, спортивные объекты здания разделили участь Воскресенской церкви: уже в наше время строение приватизировали и новый владелец, несмотря на протесты общественности, его снёс. Теперь здесь пустырь, и редкий краевед знает, что на этом неухоженном участке еще сто лет назад стояла святыня, и что здесь возносил молитвы Богу один из выдающихся вологжан – святой Александр.

Жил отец Александр неподалёку. Своего дома у батюшки не было, жил с женой и тремя дочками в маленьком флигельке во дворе у купчихи Дмитриевой. На этом месте был когда-то курятник, его и переделали для жилья. «И посадили сюда меня, петуха», – шутливо говорил отец Александр. Обставлена квартира была убого. Чего много было в ней, так это икон и священных изображений.

Флигель этот не сохранился, он стоял во дворе дома, нынешний адрес которого: проспект Победы, 16.

От церкви до дома ходьбы 5-10 минут, но отец Александр шел час, а то больше. Батюшку постоянно останавливал народ – то интеллигентная дама подойдет, попросит помочь разрешить какой-то важный для неё вопрос; то купец; то остановит какая-нибудь старушка, с которою отец Александр долго-долго беседует. Издали заметив уважаемого батюшку, бегут к нему принять благословение прилуцкие молочницы с коромыслами. «Извозчики налетали, предлагая услуги довезти его до квартиры», – рассказывается в книге «Молитвенник к Богу усердный». Когда извозчики имели ездоком отца Александра, замечали, что в тот день хорошо зарабатывали.

Сердце отца Александра было открыто для всех. Не отгонял он от себя и босяков, которые подходили подаяния попросить – и часто оделял он деньгами, сопровождая милостыню отеческой беседой. Как-то на Пасхальной неделе в толпе бродяг увидел батюшка своего дальнего родственника.

Высокие духовные дарования отца Александра были известны не только вологжанам. Часто бывавший проездом на родину в Вологде отец Иоанн Кронштадтский, когда вологжане просили его помолиться и поучить жить, говорил: «У вас есть свой молитвенник, к нему обращайтесь», — и при этом называл Александра Баданина.

Продолжение следует…