«Воинству православному в щит и победное знамение Твоя икона даровася…»

12 мая 2024 года, в Неделю 2-ю по Пасхе, апостола Фомы, в день Антипасхи, в Софийском кафедральном соборе областной столицы митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию перед чтимой иконой Божией Матери «Казанская».

Утром 11 мая в Софийский кафедральный собор города Вологды по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла прибыла древняя чудотворная Казанская икона Божией Матери. Икона была встречена архипастырями и сонмом духовенства, при большом стечении народа. Святыня прибыла в рамках акции Всероссийский молебен о Победе, в ходе которого чудотворный образ Пресвятой Богородицы приносится в 52 субъекта Российской Федерации для совершения молебных пений о даровании Победы русскому воинству.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Воскресенского кафедрального собора протоиерей Андрей Смирнов, ключарь собора иерей Сергий Зяблицкий, руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев.

Служение диаконского чина совершили диакон Антоний Зажигиндиакон Георгий Хоботов и диакон Игорь Славороссов.

Песнопения Литургии исполнили два хора: Архиерейский хор Воскресенского кафедрального собора под управлением регента Анны Бурдиной и праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря под управлением регента Георгия Сафонова.

На сугубой ектении были прочитаны особые прошения о крепости сил воинов и всех защитников Отечества нашего. Митрополит Савва вознес молитву о Святой Руси.

Во время Литургии был прочитан евангельский фрагмент о явлениях Иисуса Христа по воскресении апостолам без Фомы, в день Воскресения по вечеру, и с Фомою, в осьмой день по Воскресении (Ин. 20:19-31).

После чтения Евангелия со словом архипастырской проповеди выступил митрополит Савва.

«Сегодня за Литургией мы слышали отрывок из Евангелия, в котором повествуется об уверении Фомы. Недаром сегодняшний воскресный день в церковном календаре называется Антипасхой – «анти» в этом слове не означает «против», тут больше подходит значение «вместо».

Апостол Фома сомневался в том, что Господь, Который стоял перед ним, прошедший через закрытые двери и обратившийся к Своим ученикам «Мир вам!» — это, действительно, Тот Господь, Который его когда-то учил, Который возлежал на Тайной Вечере, который дал ученикам возможность связать свою жизнь с Ним. И вот сегодня святой Апостол Фома уверяется в том, что его сомнения не были основательны.

В нашем народе Апостола называли «Фома неверующий». Такое именование подразумевало, что этот Апостол, наверное, верит в Божественность Иисуса Христа меньше, чем мы. Мы-то знаем, что Христос воистину воскрес, воскрес всем Существом Своим, в образе которого сошел на эту землю.

Но я хотел бы немного развенчать такие наши измышления. Мы с вами встречали Праздник Пасхи ликованием. Слово Огласительное Иоанна Златоуста, которое во всех православных храмах читали в первый день Пасхи, призывает оставить всякую печаль: «Постившиеся и не постившиеся, веселитесь сегодня…»

Но в Антипасху от нас требуется новый подвиг веры. Церковь нас призывает вновь напрягать душевные, духовные и умственные способности к тому, чтобы веру нашу укреплять в нашем сердце. И если сравнивать тот сгусток веры, что мы имеем в наших сердцах, с верованием «неверующего», как говорят, Апостола Фомы, то сравнение вряд ли может оказаться в нашу пользу.

Апостол Фома и в тот момент, который описан в Евангелии, верил больше, нежели мы. Он видел Христа. Да, Евангелие передает слова Христа: «Блаженны невидевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29), и этим мы себя можем оправдывать. Но давайте зададим себе вопрос: а каковы плоды нашей веры? Ведь апостол Иаков говорит: «Вера без дел мертва» (Иак. 2:26). Если взять жизнь Апостола Фомы, то можно увидеть: его жизнь была наполнена делами благочестия. Как мы с вами знаем из его жития, апостол был проповедником, просветителем Индии и закончил свою жизнь мученически.

А мы с вами насколько готовы так же жизнью своей проповедовать Христа? Ибо говорит Господь: «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех» (Мф 5:16). А есть ли эти добрые дела в нашей жизни? Ведь каждый из нас перед Богом будет отвечать за свои дела. Мы знаем, что вопросов у Господа к каждому будет всего лишь два: первый – любил ли Бога, второй – любил ли ближнего своего.

Между прочим, в Евангелии даются подсказки всем нам: если вы напоили холодной водой жаждущего, если поделились одеждой с неимущим, посетили больного, то есть сделали какое-то доброе дело ближнему своему, — значит сделали добро и Христу. В этом и будет заключаться наш правильный ответ на Страшном Суде.

И когда мы полагаем себя лучшими, нежели Апостол Фома – наши дела, точнее, их отсутствие, могут обличать нас и показывать, что Апостол Фома преуспел во многом.

В эти дни, завершающие Светлую седмицу, мне хотелось бы поздравить вас с Пасхой Христовой и пожелать, чтобы все мы своей жизнью показали: Христос не напрасно воскрес из мертвых ради нас с вами, чтобы вера наша подтвердила приверженность нашему Божественному Учителю Иисусу Христу, который зла не творил, а совершал добрые дела!

Хотел бы, чтобы мы сегодня, собравшись у древнего чудотворного Казанского образа Божией Матери, особенно усердно помолились бы за всё наше Отечество, за наших воинов – за всех, кто себя приносит в жертву ради блага Родины! И пусть каждый из нас слезно помолится, чтобы Господь оградил бы нас от всякого зла и вернул бы сыновей и отцов наших детей здравыми, чтобы они порадовали нас своим возвращением!

Христос воскресе!»

В завершении богослужения Его Высокопреосвященство совершил церемонию награждения офицеров и студентов Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России.

Затем митрополит Савва с духовенством совершил славление в честь Пречистой Девы Марии перед ее образом именуемом «Казанская», после чего чудотворная икона была отправлена в Вологодский областной госпиталь для ветеранов войн.

Фото: Олег Зажигин