Когда труд становится отдыхом. Беседа с иеромонахом Ферапонтом (Широковым)

Духовная семинария открылась в Вологде в 2014 году, но история этого высшего духовного учебного заведения насчитывает почти триста лет. О прошлом и нынешнем — наш разговор с иеромонахом Ферапонтом (Широковым).

Иеромонах Ферапонт — один из первых выпускников Вологодской духовной семинарии. Продолжил учебу в Санкт-Петербургской духовной академии, где защитил магистерскую работу, а в конце минувшего года стал кандидатом богословия.

О жизни разной

— Главный предмет Вашего исследования, отец Ферапонт, — жизнь Вологодской духовной семинарии. Насколько это интересно?  Критики царского режима писали, что в духовных школах обстановка была суровая, мягко говоря: преподаватели — невежественные, основной метод обучения — тупая зубрежка, жили семинаристы в тесноте, кормили их скудно… В наше время появляются публикации, прославляющие семинарские порядки, — впрочем, есть и сторонники обличительной линии. А какой была жизнь вологодских семинаристов?

— Разной она была.  Не такой жуткой, как описывали  писатели-народники, конечно, но свои сложности были, и я о них постарался честно рассказать.

—  И получилось?

— Моим оппонентом была Наталья Юрьевна Сухова — профессор православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, крупнейший в стране специалист по истории духовного образования в России. После защиты она подошла ко мне и сказала: «Хорошо, что Ваша работа — не сусальный пряник».

— Это высокая оценка, батюшка. Можно понять, что  Вы не обошли сложных вопросов. Известно, что в начале двадцатого века по всей Российской Церкви прокатилась волна студенческих волнений. А Вологду эта волна не обошла?

— Наша семинария не была исключением. В 1901, 1905, 1906 вологодские семинаристы выступали с протестами против существовавших порядков; дважды — в 1901  и 1905 годах — духовную школу даже закрывали. Конечно, пытались привести в порядок внутреннюю жизнь духовной школы и ректор протоиерей Александр Агрономов, и епископ Алексий (Соболев). Но их усилия успеха не имели. Владыка Алексий, например, в ответ на свои увещевания слышал от семинаристов возгласы: «Тиран наших отцов!» А ведь он многое сделал для развития и семинарии, и Вологодской епархии…

В 1906 году произошли изменения во всех сферах духовной жизни Вологды. Возглавил нашу кафедру епископ Никон (Рождественский), известный архиерей синодальной эпохи, член Государственного Совета и Святейшего Синода. Ректором семинарии был назначен протоиерей Николай Малиновский, автор учебника по догматическому богословию, один из наших выдающихся выпускников, его портрет украшает зал нашей духовной семинарии. Инспектором семинарии стал иеромонах Иоанн (Поммер), ставший впоследствии архиепископом Рижским, а ныне он прославлен как священномученик. Отец Иоанн всего год был инспектором, но тем не менее он вместе с отцом ректором смог утихомирить протестующих: где-то жесткой волей, когда по другому уже было нельзя, где-то силой своего авторитета.

Люди, о которых хочется рассказать

— Говорят, история — это прежде всего люди. Давайте, отец Ферапонт, вспомним тех, кто оставил самый яркий след в истории Вологодской семинарии.

— Таких людей немало. Если начинать рассказ о них не по хронологии, а по значительности вклада в богословскую науку и жизнь Русской Церкви, первым следует назвать Николая Никаноровича Глубоковского. Несомненно, это, скажем так, алмаз нашей духовной семинарии, он занимался всесторонними исследованиями: историей Церкви и толкованием Священного Писания,  изучением трудов святых отцов — каждая его работа сохранила научную ценность и для современности. Николай после нашей семинарии закончил Московскую духовную академию, а впоследствии преподавал в столичной духовной академии.  

Другом Николая Глубоковского был  протоиерей Николай Малиновский, о котором я уже упоминал. До революции во всех духовных школах учились по написанному им учебнику догматического богословия. В нашей библиотеке бережно хранится экземпляр этого учебника 1910 года издания.

Одна из славных страниц истории нашей духовной школы — организация класса зырянского языка. Его зарождение связано с именем епископа Иннокентия (Борисова), в 1841 году возглавлявшего Вологодскую кафедру. Объездив Вологодскую губернию, владыка понял: духовное просвещение зырян смогут вести только зыряне. Правда, осуществить замысел открыть класс зырянского языка удалось уже преемнику владыки Иннокентия — епископу Иринарху (Попову).

Основоположником преподавания зырянского языка в ВДС стал еще один наш выдающийся выпускник, а затем и преподаватель Павел Иванович Савваитов. Епископ Иннокентий, уже после своего перевода из Вологды, премного способствовал тому, чтобы Савваитов попал в Санкт-Петербургскую духовную семинарию, впоследствии — в духовную академию. Кстати, и в Вологде, и в Санкт-Петербурге Павел Иванович был лучшим учеником. П. И. Савваитов написал много научных трудов, стал членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Он навсегда сохранил признательность епископу Иннокентию: «Если бы не Иннокентий, — признавался Павел Иванович, — не быть бы мне в ученых».

Конечно же, еще необходимо вспомнить протоиерея Петра Лосева, который был ректором семинарии. В 1877 году его трудами было открыто попечительство о бедных воспитанниках семинарии. Казеннокоштных воспитанников ВДС, то есть находящихся на полном обеспечении, в XIX веке было 148, а число учащихся составляло от 400 до 600. Остальные устраивали жилье и питание за свой кошт (счет). Многие приезжали издалека и вынуждены были жить на квартирах в страшных условиях — по-другому не скажешь. У некоторых даже  и обуви зимней не было; жили по 5-6 человек в комнате, где кровать часто была одна — спать приходилось по очереди…

Легче стало, когда появилось общежитие для своекоштных воспитанников — это здание на улице Чернышевского у Октябрьского моста, его еще называли бурсой. За проживание здесь нужно было платить, и расходы на оплату жилья воспитанников взяло на себя попечительство для бедных.

Говоря о воспитанниках и преподавателях нашей семинарии, нельзя хотя бы не упомянуть отца и сына Суворовых. Оба они преподавали в семинарии, а Николай Иванович и закончил ее. Его можно назвать основоположником вологодского краеведения, Иван Николаевич продолжил дело отца.

Труд ученого — отдых для монаха

— Вы, батюшка, рассказываете с такими подробностями, словно были свидетелем исторических событий… 

— Детали событий помог узнать неисчерпаемый, не побоюсь этого слова, источник — дневник Никифора Ильинского, который на сегодняшний день не опубликован и бережно сохранен трудами выдающегося вологодского профессора-историка Александра Васильевича Камкина и его супруги Ирины Валентиновны Спасенковой. Никифор Ильинский закончил Вологодскую семинарию, а потом более тридцати лет являлся помощником инспектора.  

— Поражает объем сделанного Вами. Представляю, как много пришлось перерыть документов и книг, журнальных и газетных публикаций, чтобы выстроить историю семинарии! Интересно, сколько понадобилось Вам времени для работы?

— Над кандидатской диссертацией работал два года.

Это же довольно краткий срок!

— Дело в  том, что в монастыре у меня немало послушаний — говоря мирским языком, обязанностей. И когда вечером я освобождался от них, работа над диссертацией была для меня отдыхом.

Интерес к истории нашей семинарии появился у меня на семинарских лекциях протоиерея Алексия Сорокина по истории синодального периода Русской Православной Церкви. Батюшка уделял большое внимание истории Вологодской епархии  и истории духовного образования, конечно. 

— Какие у Вас планы, отец Ферапонт?

— Ну, на сегодняшний день первостепенный план — издать монографию. А в дальнейшем полагаю продолжить изучение системы духовного образования.

—  Последователи есть у Вас?

— У нас есть студент-заочник, который занимается историей Тотемского духовного училища. Мы  даже с ним пересекались в областном архиве; это очень приятно, когда видишь семинариста  в архиве, тем более, что с мы трудимся в одном направлении…

Беседу провел Андрей САЛЬНИКОВ

***

Иеромонах Ферапонт (Широков) – исполняющий обязанности наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды; проректор по воспитательной работе, секретарь Ученого совета и заведующий кафедрой гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Вологодской духовной семинарии; заведующий епархиальным древлехранилищем; руководитель курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих Вологодской митрополии.

Накануне Нового года защитил диссертацию на тему «Развитие среднего духовного образования в Вологодской епархии во второй половине XIX – начале ХХ вв.». Решение диссертационного совета о присуждении иеромонаху Ферапонту (Широкову) ученой степени кандидата богословия утверждено Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом 21 февраля 2022 года.