«Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником…»

13 июня 2024 года, в праздник Вознесения Господня, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва и архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан совершили Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе города Вологды.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Воскресенского кафедрального собора протоиерей Андрей Смирнов, клирик Московской епархии протоиерей Александр Курнасов, настоятель подворья Новоспасского ставропигиального монастыря в с. Сумароково иеромонах Сергий (Филиппов), клирик храма преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе г. Москвы иерей Александр Тагоченков, ключарь собора иерей Сергий Зяблицкий, клирик собора иеромонах Андрей (Кукушкин), руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев.

Служение диаконского чина совершили диакон Антоний Зажигиндиакон Георгий Хоботов и диакон Игорь Славороссов.

Песнопения исполнил Архиерейский хор Воскресенского кафедрального собора под управлением регента Анны Павловны Бурдины.

За богослужением молился заместитель Губернатора Вологодской области М. И. Сылка.

Во время Литургии было прочитано Евангелие от Луки, в котором заключено краткое описание события Вознесения Христа на небо, свершившегося в сороковой день по воскресении Христа. Сойдя с небес на землю в Своем Воплощении, Иисус Христос завершил Свое служение, возвратившись на небо, чтобы всегда пребывать там.

За богослужением были вознесены молитвы за архипастырей и пастырей гонимой Украинской Православной Церкви. Также были прочитаны особые прошения о крепости сил воинов и всех защитников Отечества нашего. Митрополит Савва прочитал молитву о Святой Руси.

Перед причащением верующих со словом проповеди обратился протоиерей Александр Курнасов.

По окончании богослужения архипастыри и духовенство совершили славление праздника Вознесения Господня. Хор исполнил праздничные кондак и тропарь, а духовенство пропело величание: «Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем еже на небеса с пречистою Твоею плотию Божественное вознесение».

Затем с приветственным словом к собравшимся обратился митрополит Савва. Владыка поздравил всех с праздником Вознесения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, после чего предоставил слово архиепископу Максимилиану. Архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан обратился к народу с душеспасительным назидательным словом.

«Праздник Вознесения Господня удивителен тем, что апостолы расставались с своим Учителем, радуясь. Когда приходиться расставаться с добрым, хорошим, милым человеком, мы чувствуем не радость, а горесть. Это вызывает у нас скорбь, и никогда такие события нас не радуют. Но мы знаем, что расставание со Спасителем в дальнейшем принесёт апостолам радость – Господь обещал ниспослать им Духа Святаго.

Если мы посмотрим на нашу жизнь внимательно, то поймем: радость всегда бывает следствием наших трудов, наших скорбей, наших подвигов. Примером может быть преподобный Исаак Сирин: он проводил очень суровую жизнь, наполненную постом, молитвой, бдением, но Господь его так утешил, что святой говорил: «Господи, умерь волны благодати моей, чтобы моя душа не разлучилась с телом!». Или преподобный Серафим Саровский, который три года питался одной снытью, три года подвизался, стоя на камне. Оптинский старец Варсонофий высказывал мнение, что преподобный Серафим три года подвизался так сурово, потому что потерял ту благодать, которую стяжал ранее. А потерял он её вследствие того, что не проявил послушания священноначалию: несколько раз отказывался от игуменства в монастыре. И вот преподобный трудился три года. Представьте: три года, зимой и летом; зимой холодно, летом вокруг комары и овода. И преподобный Серафим три года подвизался на камне, чтобы вернуть эту благодать.

Позднее он говорит своему ученику, что если бы люди знали, какая радость, какая сладость нас ожидает в будущей жизни, то готовы были бы провести всю свою жизнь в келье, наполненной гадами, которые уязвляли бы тело.

Господь не требует такого сурового подвига от нас. Но хотя бы какой-то малый подвиг мы должны нести, если мы люди верующие, если мы желаем стать наследниками Царствия Небесного. Сам Спаситель сказал, что «Царствие Божие силой берется», или, по-славянски, «нудится», то есть приобретается принуждением себя, борьбой со своим ветхим человеком. Ветхий человек не дает нам оторваться от земли, он нас тянет вниз, и делает это так тонко, незаметно, что мы подчас этого даже не замечаем.

Святитель Игнатий Брянчанинов говорил, что сейчас лукавый от сильных средств перешел к слабым. Он как ловкий гомеопат, орудуя булавками да иголками, добивается того, чего добивался раньше мечами и огнем.

Как это происходит? Лукавый уничтожает не внешнее, а внутреннее. Внешне все мы христиане. Внешне все соблюдаем устав: посещаем церковь, молимся, читаем молитвы утром и вечером, исповедуемся, причащаемся. Но Господь смотрит не на внешнее, а на внутреннее.

Как говорится в Ветхом Завете: «Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце». То есть человек смотрит на внешнее, Господь смотрит на внутреннее – мысли, желания, устремления.

Если мы будем действительно внимательны, то увидим, как много мы отвлекаемся от молитвы, как мы улетаем далеко от неё. Какая наша исповедь? Поверхностная, торопливая, невнимательная. Наш пост, в основном, сосредоточен на внешнее исполнение правил, то есть на пищу — хотя Церковь призывает в первую очередь к внутреннему посту. Внешний пост – это только средство, но не цель. Средство исправления себя внутри. И Церковь призывает на первой Неделе: «Постимся постом приятным». Пост от злых чувств, ярости, слов осуждения – вот это есть пост истинный и угодный Богу.

И если мы будем стараться быть христианами не только внешне, но станем бороться со своими внутренними, греховными желаниями, устремлениями – вот тогда-то мы и будем теми христианами, которых ждет Господь, которых Он ищет и которым помогает. И я надеюсь, что мы будем стараться быть такими христианами, какими были наши святые, которые подвизались здесь, на вологодской земле и которые дали нам прекрасный пример.

И хотя Господь вознесся, хотя они не видели Его, но они стяжали Духа Святаго и радовались этому, и радостью подвизались.

Думаю, и нас Господь не оставит, если мы хотя бы немножко будем бороться с нашими страстями, с нашими грехами, с нашими пороками. И тогда Господь поможет нам и утешит нас, все мы будем чувствовать праздник не только внешне, но и душой переживать те события, которые мы вспоминаем. Всех вас с праздником!»

По окончании богослужения архипастыри преподали верующим благословение.

Фото: Олег Зажигин