Вологодский старец Александр Баданин: учитель, далёкий «от казённых масштабов»

В преддверии празднования Собора Вологодских святых продолжаем публикацию материалов о святом праведном Александре Вологодском (Баданине).

Начало доступно на сайте Вологодской митрополии в разделе «Публикации»:

2. Учитель, далёкий «от казённых масштабов»

Александр с детства прекрасно знал богослужение, помогал священнику в алтаре собора, где служил его отец. Раздумий о выборе будущего пути у него, вероятно, не было. После духовного училища в 17 лет он поступил в Вологодскую духовную семинарию, которую окончил в 1866 году с званием студента (то есть по первому разряду, среди лучших учеников).

Александр Баданин преподавал русский и церковнославянский языки в Солигаличском духовном училище Костромской епархии (1868-1869), Вологодском (1869 – 1872) и Тотемском (1872-1876) духовных училищах.

Приводим заявление молодого учителя, в котором говорится, с каким желанием он относился к преподаванию: «Занимаясь врачебною гимнастикою в течение восьми лет (по совету врача, для поддержания своих слишком слабых телесных сил) по лучшим руководствам, по временам пользуясь указаниями опытных гимнастов, специалистов своего дела, и приобретая таким образом теоретические сведения и практическое уменье… честь имею заявить Правлению училища о желании моем руководить учеников в занятиях гимнастикой…». Кроме гимнастики, Александр Николаевич преподавал и новозаветную историю.

По словам одного из современников А. Н. Баданина, преподавательская деятельность Александра Николаевича была «далека от казённых масштабов». В 1879 году, после очередной ревизии, Баданин вышел в отставку, будучи помощником смотрителя Тотемского училища. Проверяющий счёл невозможным дальнейшее пребывание его в должности «по болезни и по странному порывистому объяснению детям уроков».

Преподавательское служение Александр Баданин продолжил в подготовительном классе Вологодского духовного училища.

«Дело преподавания Александр Николаевич вел усердно и умело, детей очень любил, – вспоминает один из учащихся приготовительного класса. –  Ученики занимались хорошо, Александр Николаевич любил слушать хорошие ответы и поощрял прилежных учеников».

Ученики, однако, не все вели себя примерно, были и озорники, которые «нередко издевались над благочестивым, смиренным, из ряда других выходящим, учителем». Был случай, когда, войдя в класс, Александр Николаевич обнаружил на учительском столе мышеловку, а рядом – палки, тряпки. Можно предположить, как отреагирует на это рядовой современный учитель – начнет искать виновных, заставит ребят очистить стол от мусора. Впрочем, и многие современники Александра Баданина, вероятно, поступили бы примерно так же. А преподаватель духовного училища Баданин всех поразил: как ни в чем не бывало, убрал всё это безобразие со стола на пол и приступил к занятию. Ученики запомнили такое отношение: «Таким незлобием он приводил к сознанию и раскаянию озорников. В жизни все, кто учился у отца Александра, вспоминают его тепло, и жалеют, что мало слушали его уроки и его речи».

Сохранилось в памяти учеников, как Александр Николаевич говорил: «Я читал творения святого Димитрия Ростовского. Там написано, что Господа Иисуса Христа никогда не видали смеющимся, но весьма часто видали плачущим…». Отец Александр порой напоминал детям эти эпизоды земного бытия Спасителя.

Ребята уже не обращали внимания на необычный вид учителя: он зимой и летом носил порыжевшую от времени шинель, постоянно закутывался шарфом. Они видели не чудака, а пламенного проповедника.

Как-то учитель, придя в класс, увидел куски хлеба, валяющиеся на полу. 

– «Нехорошо, детки, нехорошо так обращаться с хлебом, — обратился он к ученикам, – ведь это дар Божий. Ну, вам не надо, соберите для птичек».

И, наклонившись, он собрал в карманы своего пальто все эти куски. И долго потом ребятишки таскали к своему учителю кусочки и корки для птичек Божиих. И он, улыбаясь, клал их в свои карманы.

Не зря коллеги называли его Божьим человеком.

Еще несколько лет Александр Николаевич служил преподавателем, но в 1883 году, уже на пятом десятке, будущий святой принял священный сан. Встал, наконец, на тот путь служения Богу, к которому шел с детства.