Вологодский пастырь К 225-летию протоиерея Василия Нордова и 200-летию его церковного служения

Протоиерей Василий Нордов был одним из немногих пастырей Вологодской епархии, оставивших после себя богатое гомилетическое наследие.

Архиепископ Аверкий (Таушев) в авторитетном пособии «Руководство по гомилетике» отмечал, что все проповеди протоиерея Василия Нордова «очень содержательны и удовлетворяют запросам всех классов общества, начиная с простого и кончая образованным». 

За годы советского лихолетья память об этом благодатном пастыре среди населения угасла. В настоящее время проповеди протоиерея Василия Нордова почти недоступны большинству читателей, часть их можно найти в номерах дореволюционного журнала «Вологодские епархиальные ведомости», а также в отдельных сборниках. Большая часть проповедей содержится в сборнике «Сеятель благочестия», изданном в 1883 году санкт-петербургским книгопродавцем И. Л. Тузовым. Данная книга была «признана руководительною для христианской жизни юношества, будучи одобрена для библиотек средних учебных заведений». 

Память о протоиерее Василии Нордове как настоятеле кафедрального собора города Вологды, где он почти всю жизнь совершал свое пастырское служение, возрождается. В нынешнем году исполнилось 225 лет со дня рождения (14/27 февраля) протоиерея Василия Нордова, а также 200 лет, как он окончил Московскую духовную академию и был определен ректором духовного училища в городе Никольске; с этого момента началось многолетнее церковное служение отца Василия. В 1872 году отмечалось 50-летие его церковного служения, празднование происходило 5 сентября. Об этом в статье «Пятидесятилетний юбилей протоиерея Вологодского кафедрального собора Василия Ивановича Нордова» было написано следующее: «Это празднование, согласно мысли Его Преосвященства (Епископа Вологодского и Великоустюжского Палладия), долженствовало служить теперь как бы предпразднством наступающего в 1874 году другого, более важного, юбилея священства того же маститого старца, а потому имело характер самый скромный, так сказать, домашний». Владыка Палладий имел в виду празднование 50-летия служения протоиерея Василия Нордова в священном сане.

Полувековой юбилей церковного служения также был отмечен с особой торжественностью. В день юбилея в кафедральном соборе была совершена Божественная литургия. Богослужение возглавил юбиляр в сослужении членов церковной консистории. Также «стеклось в собор к литургийному богослужению множество граждан всех сословий». После Литургии был отслужен «благодарственный Господу Богу молебен», в котором участвовало все городское духовенство.

Старший из присутствовавшего духовенства протоиерей Всеволод Писарев зачитал приветственный адрес от лица духовенства города Вологды.

На приветствие духовенства протоиерей Василий Нордов ответил следующей прочувствованной речью:

«Время, нами проживаемое, хотя бы самое длинное, не составляет нашего достоинства и заслуг; равно как достоинства и заслуги не зависят от времени и не определяются временем. Однако же время, соединенное с достоинством и заслугами, уже становится как бы само достоинством, и мерою продолжения своего определяет меру достоинства и заслуг наших. Так, время пятидесятилетия служебного обычно считается высшею степенью достоинства и заслуг, и удостаивается особенных почестей тот, кто беспорочно провел такое длинное время на службе общественной. Сподобил Господь и меня, недостойного, прослужить такой период времени на предоставленном мне поприще службы, — и вызван я от Начальства и сослуживцев моих на принятие почести за долговременную службу. Что скажу на это? Благодарить ли мне и принимать такую почесть? Благодарить я должен, а принимать почесть боюсь. Боюсь, чтобы определяемая, по суду человеческому, слава не обратилась для меня, по суду Божию, в бесславие. Ибо не тако зрит человек, яко зрит Бог (1 Царст. 16, 7).

Пятьдесят лет прожил я на службе: но от меня ли это зависело? в моей ли это было власти? Не мог ли я прослужить половину, четверть и менее этого времени? Пятьдесят лет трудился я на службе: но каковы мои служебные труды? Вполне ли они чистосердечны и искренны, всегда ли тщательны и усердны? Столько ли я делал, сколько мог делать? Приносил ли я и такую ли приносил на службе своей пользу, какую мог приносить? Ежели все это будет исчислено и взвешено на весах правосудия Божия, то не скорее ли служба моя поставится мне в суд или осуждение? Нет. Боюсь принимать почесть, а долгом считаю только благодарить, и – благодарю. Благодарю первее всего общего нашего Благопромыслителя Бога, Который даровал мне недостойному некраткую жизнь, сподобил меня послужить Ему и церкви Его по мере моих способностей и сил, — благодарю, усердно умоляя Его неистощимую благость покрыть мои недостатки Своим милосердием и любовью. Благодарю милостивейшего Архипастыря моего, за его отеческое внимание к скудному и малоплодному служению моему, прося от Всемилостивого Бога Его Преосвященству многолетнего и многополезного в церкви Его архипастырствования. Благодарю и всех вас, досточтимые отцы и братия, сочувственно ныне засвидетельствовавшие мне, недостойному собрату вашему, вашу братскую любовь, и удостоившие вашим признательным вниманием мое хотя скромное, но немаловременное служение. Да благословит всех нас и всегда богатый любовью и милостью Господь наш, и да умножит дни наши к славе пресвятого имени Его и на пользу душ наших еще и еще».

Иерей Роман ПОПОВ