История обретения образа Спаса Всемилостивого (Обыденного), особенно почитаемого в храме Спаса на Сенной в городе Санкт-Петербург до революции.
Чуть раньше я поместил видеозапись проповеди священника Михаила Малюшина о том, как почитают в Санкт-Петербурге вологодский образ Спаса Всемилостивого, а сейчас — рассказ об истории обретения этой святыни. История чудесная, удивительная (как многое в нашей Церкви).
Как и многие другие святыни храма Спаса на Сенной этот образ был утрачен, а точнее, изъят при советской власти во времена страшных гонений на церковь, скорее всего в музейные фонды.
Но вот год назад летом во время работы в архивных фондах на Псковской улице с дореволюционными денежно-приходскими книгами нашего храма мы натолкнулись на любопытный факт. Среди однообразных скучных и крайне скупых на подробности записей о снятых кружках, выплатах, проданных свечах – в этих книгах ежегодно 18 октября несколько листов уделялось так называемой Вологодской Литургии и особых молебнах перед образом Христа Спасителя (Обыденного). Каллиграфическим почерком, подробно описывалось — кто сослужил за этой Литургией, кто из архиереев приезжал, какие пели хоры, что происходило, кто выходил накануне вечером на Всенощной на литию. Ни о каких других подобных событиях не было таких подробных отчетов, хотя, согласно историко-статистическим данным в храме, существовали традиционные молебны, касающихся и других особо почитаемых образов.
Чем же был так примечателен образ Христа Спасителя и почему служилась в Спасе на Сенной в Санкт-Петербурге Вологодская Литургия? В историко-статистических данных о святынях храма на Сенной написано следующее:
«Образ Христа Спасителя, в серебряной, вызолоченной ризе, вставленный в особом иконостасе на южной стороне большой церкви, на местах для женщин. Он замечателен не столько дороговизной, сколько тем, что устроен вологодскими гражданами, в благодарение Господу Богу за избавление Вологды от моровой язвы в 1655 году. Вологодские граждане, временно или постоянно в Санкт-Петербурге проживающие, ежегодно собираются в здешнюю церковь 18 октября к литургии, а накануне торжественно совершается пред иконой всенощное бдение с акафистом Христу Спасителю, икона нарочно вынимается из иконостаса и возлагается среди храма на аналое».
Занимаясь поисками в интернете информации о событиях в Вологде, которые положили начало многовековой традиции, существовавшей в нашем храме, мы неожиданно натолкнулись на статью в вологодской газете «Премьер» от 24 мая 2016 года. Статья называлась «Вернуть реликвию». 22 августа 2016 года поздно ночью мы отправили ссылку на эту статью о. Михаилу Малюшину. Она произвела на него такое же неизгладимое впечатление, как и на нас. В ней сотрудник отдела по древнерусскому искусству Третьяковской галереи Левон Нарсесян писал, что обнаружил в антикварной галерее семьи Орлер в Венеции ни больше, ни меньше как список с чудотворного вологодского Спаса Обыденного с пространной надписью, рассказывающей о чуде 1655 года, который выставлен на продажу за четыре с половиной тысячи евро.
По словам Габриэля Орлера, скорее всего, икона пришла в их семейную коллекцию от польских поставщиков и, возможно, была вывезена из России в революционное время. На сайте галереи икона была датирована XIX веком, но Левон Вазгенович, как специалист предположил, что на самом деле она исполнена в середине – второй половине XVIII века: «Думаю, что ее могли заказать к юбилею чуда, и причем, скорее всего, икона была исполнена в самой Вологде. На ней удивительным образом сохранился отпечаток какого-то очень личного отношения, живые следы бытования, хотя антикварный рынок всегда стирает все индивидуальные черты с вещи! И хотя я известен тем, что обычно выступаю за полный контроль за произведениями древнерусского искусства со стороны музейных сотрудников, в данном случае икону можно было бы отдать в действующий храм. И если найдутся желающие, я готов оказать содействие: встретить, познакомить с владельцами, помочь провести переговоры».
В статье также приводились слова представителей пресс-службы областного музея-заповедника в Вологде и информационного отдела Вологодской епархии, которые сожалели о том, что, несмотря на большой интерес к этой иконе – финансовых средств для приобретения и возвращения списка на Родину у них нет.
У прихода тоже не было таких средств, но о. Михаил очень вдохновился мыслью о возможности возращения образа в наш храм. Прочитав все это той же ночью, он сразу же дал распоряжение своей помощнице Анастасии Жуковой узнать, какова юридическая процедура ввоза подобных культурных ценностей через границу, какие нужны будут экспертизы. Он попросил также связаться с Вологодским музеем, чтобы проверить факты, указанные в газете «Премьер», а я через своих знакомых наводила на следующей день справки про сотрудника Третьяковской галереи Левона Нарсесяна. Батюшка так попросил и нашего старинного друга и историка Михаила Талалая, долгие годы живущего в Италии, созвониться с антикварной лавкой Орлера, в Венеции, чтобы узнать – а не купили ли уже эту икону.
Утром после Литургии о. Михаил рассказал тем немногочисленным прихожанам, которые собрались в часовню, и о Вологодской Литургии, и о почитаемом образе, и о том, что в Венеции найден список, который непременно должен вернуться на Родину. Он так искренне сожалел, что образ томится в какой-то заграничной антикварной лавке, что после его пламенной проповеди к нему подошла хрупкая маленькая женщина по имени Валентина и сказала: «Батюшка! Пожалуйста, верните Спасителя к нам на Родину. Я дам необходимую сумму на то, чтобы Вы выкупили икону и оплачу Ваш проезд – но, пожалуйста, сделайте это, как можно скорее».
И вот особенный Божий промысел о возвращении Спаса Всемилостивого (Обыденного) на Сенную площадь! Деньги нашлись сразу же. Икона ждала нас в Венеции, никто ее не выкупил, несмотря на то, что информация была опубликована в мае, а статья была прочитана нами лишь в конце августа. Михаилу Талалаю на его запрос об иконе владелец галереи Габриэль Орлер ответил вопросам: «Так Вам ее отложить?» И Михаил ответил: «Да!», еще не зная, что финансовый вопрос решен.
Дата покупки была назначена на 7 сентября, в разгар Венецианского кинофестиваля – ни билетов на самолет, ни свободных мест в отелях… Матушка Елена в отчаянии искала самые разные варианты – и в итоге ей чудом удалось, и забронировать места в гостинице, и выкупить неожиданно образовавшиеся места в самолете. Выяснилось также, что именно 7 сентября на один день в Венецию приедут хорошие знакомые о.Михаила – Светлана и Стефано, являющийся сотрудником городского муниципалитета Венеции, и помогут о. Михаилу, который не говорит на итальянском, вести переговоры.
Но самое удивительное ждало нас впереди. Изучая фотографию иконы, с которой специально сняли для нас редкой работы фалежный оклад (фале́жный – изготовленный из фольги особого качества), – мы обнаружили по позему дополнительную надпись, которая заставила сердца стучать в десять раз сильнее, чем обычно (позе́м — в иконописи название условного обозначения земли, изображаемого в нижней части иконы обычно в виде полосы коричневого или зелёного цвета.
Ни на одном из вологодских списков Спаса Всемилостивого (Обыденного), которые хранятся в Вологодском музее, такой надписи нет: «Истинное изображение с достоверного образа во граде Вологде что у Спаса на Сенной площади». Вряд ли такую надпись стали бы делать для вологодских храмов… И потом, ни разу нигде не встречалось нам, чтобы Всеградский собор в Вологде называли «Спас на Сенной», хотя он и стоял у них тоже на Сенной площади. «Спас на Сенной» – это обиходное название нашего петербургского храма: скорее всего, икона писалась для петербуржцев или по заказу петербуржцев. Полпервого ночи звонили мне о. Михаил и матушка Елена, которые под лупой рассматривали эту надпись и радовались, как дети.
Но радость от того, что так все удачно и молниеносно складывается, была бы неполной, если бы не начались искушения. Для признания иконы культурной ценностью требовалась особая экспертиза. Для этого галерея должна была прислать фотографии образа не только с лицевой, но и с обратной стороны. Сроки приближались, о. Михаил должен был вылетать, имея в руках готовую экспертизу – а к телефону в галерее никто не подходит, по электронной почте пишут: сейчас пришлем фотографию, но никто ничего не присылает. Выяснилось, что Габриэль Орлер в отъезде, администратор, который назначил дату покупки на 7 сентября, ушел в отпуск, а тот, кто его замещает – вообще не в курсе, что на это число назначены какие-то переговоры. Такая вот итальянская безалаберщина…
Напряжение достигло своего апогея. Мы читали акафист Иисусу Сладчайшему, молились, кто как мог, но о. Михаил улетел, не имея никаких четких подтверждений, что все состоится и его ждут. 7 сентября утром мы собрались в часовне и снова читали все вместе Акафист Иисусу Сладчайшему. Как потом оказалось, с нами пела и эта замечательная хрупкая женщина, которая пожертвовала деньги на икону. И вот 7 сентября днем о. Михаил прислал короткую SMS – «Слава Богу!», а вечером уже звонил и просил подготовиться к торжественной встрече, купить цветы, заказать гирлянду, оповестить людей, сшить бархатный чехол на киот… Как в фильме «Формула любви» — Е-Д-У-Т!!!!! Были присланы и необходимые фотографии для экспертизы. Ее срочно заказали, и в аэропорту Пулково 10 сентября вечером Анастасия была уже со всем необходимым пакетом документов. Впрочем, никто их на таможне так и не посмотрел…
11 сентября утром о. Михаил приехал в часовню пораньше, чтобы подготовить встречу иконы Всемилостивого Спаса (Обыденного). На площади у закладного каменного креста на том месте, где все мы чаем возрождения варварски разрушенного Собора Успения Пресвятой Богородицы (Спас на Сенной), собрался народ. Мы с Настей и Виталием Михайловичем должны были торжественно привезти икону на Сенную. Отец Михаил торопил, звонил… Когда машина вырулила на площадь, он устремился навстречу и, не дожидаясь, когда мы донесем ее до аналоя – встал перед Спасителем на колени… Дождь мелкий, буквально водяная взвесь… Господь одождил в тот момент свою Благодать на людей, собравшихся ради этого чудесного события. Икону внесли в алтарь, и началась Литургия, по окончании которой на площади был отслужен акафист Иисусу Сладчайшему, и яркое солнце прорвалось сквозь серые петербургские небеса на Сенную площадь. Все, кто хотел, смогли пройти под иконой и приложиться в Всемилостивому Лику, еще не понимая до конца, какое историческое событие произошло 11 сентября 2016 года.
В двух словах – поскриптум. С возвращением святыни многое пошло совсем по-иному. На Сенной площади через неделю снесли все ларьки, и она стала выглядеть как нормальная петербургская площадь, а не Вавилон. Через месяц, 13 октября 2016 года мы получили выстраданное разрешение на реконструкцию часовни и меньше чем через год возвели стены и водрузили на них новый купол и новый крест.
Узнав о возвращении Образа Всемилостивого Спаса (Обыденного), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий благословил по окончании строительства освятить часовню в честь Спаса Всемилостивого и приписал от себя на этом прошении: «Очень рад возвращению иконы!». А 31 (18) октября 2016 года впервые со времени закрытия Спаса на Сенной была отслужена Вологодская Литургия, продолжившая традиции, которые завещали нам наши предки.
Автор: В. Писаревская, администратор духовно-просветительского центра «Спасский». Под редакцией Елены Якубовской и Анастасии Жуковой.
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Северная Фиваида». Новости о жизни Церкви в пределах Вологодской митрополии, душеполезные публикации, уведомления о предстоящих церковных событиях — всю эту и другую полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон в Telegram. Для подписки перейдите по ссылке.
Поделиться в соцсетях: