Владыка Савва совершил первую пассию Великого поста

Вечером 31 марта 2024 года, в Неделю 2-ю Великого поста, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил чинопоследование, установленное в воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

Богослужение состоялось в Воскресенском кафедральном соборе областной столицы.

Его Высокопреосвященству сослужили: настоятель Воскресенского кафедрального собора протоиерей Андрей Смирнов, ключарь собора иерей Сергий Зяблицкий, руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев, клирик кафедрального собора иерей Виталий Макарявичус.

Служение диаконского чина совершили диакон Антоний Зажигин и диакон Игорь Славороссов.

Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор Воскресенского кафедрального собора под управлением Ларисы Балоновой.

При пении стихиры «Тебе, одеющагося светом, яко ризою» Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед Крестом.

За богослужением митрополит Савва вместе с соборным духовенством совершил чтение акафиста Божественным Страстям Христовым.

По окончании акафиста был возглашен прокимен: «Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий». Затем был прочитан отрывок из Евангелия от Матфея, повествующий о Страстях Христовых.

После чтения Страстного Евангелия о спасительных страданиях Господа нашего Иисуса Христа владыка обратился к молящимся с проповедью.

Вот имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы с вами, дорогие отцы, братья и сестры, собрались на первое акафистное чтение Божественным Страстям Христовым – первую пассию. И как положено пред нами возвышается Животворящее Древо Креста Господня как великое знамение, как символ поругания того, что принесло в дар Богу всё человечество, и, с другой стороны, – орудие спасения нашего. Это знамение великой победы, которую даровал Христос Спаситель мира всему человечеству. Крестное знамение до сих пор пред нами предстает как напоминание великого падения рода человеческого, такого, что пришлось Самому Богу и Человеку Иисусу Христу ступать на эту землю дабы изменить всё наше сознание, дабы изменить нас от зла, изменить к любви, добродетели. И, с другой стороны, это знамение даёт нам упование на то, что мы с вами так же будем причтены с Ним в Царствии Небесном.

В Священном Писании ярко говорится, за что был распят Иисус Христос: «зависти ради», говорит евангелист Матфей. Именно зависти к Христу Спасителю! Авторитет Его рос среди иудейского общества и падал у книжников, фарисеев и архиереев, поскольку авторитет Иисуса Христа подтверждался чудотворениями, исцелениями и воскрешениями из мертвых. Так, чудо воскрешения праведного Лазаря из мертвых буквально помрачило сознание тогдашней элиты иудейского общества.

И вот, движимые завистливым духом, они пытаются сделать всё возможное и невозможное, дабы предан был Христос Спаситель. Получается так, что святость жизни человеческой практически всегда бывает поругаема. И мы с вами видим даже во времена Ветхого Завета, как Каин убивает Авеля, жертва которого была приятна Богу, и поистине это был святой человек тогдашнего ветхозаветного времени. Но и здесь проявилась зависть, и Каин всё-таки убил своего брата. Таких случаев мы с вами за весь период Ветхого Завета увидим немало: поруганию подвергались и судьи ветхозаветные, и пророки, и патриархи, и праведники. Потому что святой человек – это тот, кто, скорее всего, ничего не боится. Это то, кто, действительно, видит Бога, и Бога и этого человека ничего не разделяет, никаких иных интересов у праведника нет. Встречаясь со святым человеком, любой иной сравнивает себя с ним и видит в себе много недостатков; его святость в какой-то степени давит на совесть человека неправедного. Казалось бы, можно ведь исправиться, стать лучше, быть праведнее. Но человеку, наверное, легче убить праведника, дабы ничего не мешало его совести, ничто не помрачало его самолюбия.

То же самое произошло с Иисусом Христом, обличавшим пороки людей, которые, кстати, не изменились с того самого времени и до сих пор присутствуют в нашей падшей природе. И это обличение каждый раз ударяло по самолюбию того или иного человека. Кто-то, конечно же, исправлялся; кто-то находил в Иисусе Христе благодатное утешение; кто-то шёл за ним. Ну, и позднее – огромное количество людей, которые последовали за Христом и апостолами.

То есть можно человеку полюбить, можно исправиться. Но как водится, святость – это как таблетка, лекарство. Оно весьма горькое. Это постоянный труд. Поэтому проще всегда закрыть, убить того человека, который как-то мешает нашей совести существовать.

Поэтому мы с вами видим Крест Христов и на нем – распятого Иисуса Христа как живое напоминание о роли человеческой: или избирай путь жизни – или избирай путь смерти.

Путь жизни – это постоянная любовь, это пребывание в Боге. Это следование Христу в том, как Он относился к народу, к каждому из людей: с одной стороны, Он любил всех, и в то же время – любил каждого. Для каждого лично Христос был своим. В каждом Господь находил то доброе семя, которое можно было взрастить, приумножить – семя добродетели.

Но мы с вами видим и путь смерти, тому пример — Иуда. Конечно же, история не терпит сослагательного наклонения, но, может быть, если бы Иуда раскаялся, то, конечно же, Христос воспринял бы его в Свои объятья. Но Иуда совершил грех самоубийства. А ведь самоубийство – это протест против Бога. Протест против того дара, который даёт Господь Бог – именно дара жизни, который Он же отнимает. Но получается, что и жизни лишают сами себя люди, и иногда и других убивают. И мы видим в истории всего человечества, что и по сей день происходят войны. Но во всей этой беде, при всей нашей падшей природе человеческой нас с вами Христос: любите друг друга.

Почему именно эта любовь так важна? Да потому что всё, что мы с вами видим, касающееся лишения человеческой жизни, все эти войны, междоусобные брани есть свидетельства того, что в обществе человеческом, во всей вселенной потихонечку исчезает эта любовь. И тогда человек начинает творить зло. Поэтому Христос напоминает нам о «заповеди новой», которую он даёт каждому из нас: «любите друг друга», потому что понимает: иначе придет зло, которое сокрушает всё на своём пути, и ничего не созидает.

В сей вечер хотел бы всем вам пожелать осознания Крестной жертвы, чтобы мы с вами ценили Крест Христов — то орудие, которое Господь даровал нам для поражения наших грехов, для понимания меры любви в отношении к роду человеческому Самого Христа Спасителя.

Диакон Антоний Зажигин исполнил антифон Великой пятницы «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый …».

В завершение богослужения митрополит Савва прочитал молитву Господу Иисусу распятому.

Затем духовенство и верующие приложились к Распятию в центре храма.

Фото: Олег Зажигин