«Святой образ через кисть иконописца»

12 декабря 2024 года в Воскресенском соборе города Вологды прошла рабочая встреча «Святой образ через кисть иконописца». Формат мероприятия посвящен знакомству с вновь созданной живописью, являющейся примером первого опыта монументального искусства в храмовом убранстве.

В работе встречи  приняли участие настоятель кафедрального собора иерей Андрей Смирнов; коллектив иконописцев из Ростова Великого под руководством Ивана Александровича Алексеева; коллектив Епархиальной Комиссии по церковному искусству; председатель иерей Валентин Полетаев; древлехранитель Вологодской епархии, реставратор по монументальной живописи Ольга Алексадровна Соколова.

«В наших древних храмах есть лики-удивительные лики!» – писал в свое время, Н. В. Гоголь.  И это так, монументальная храмовая живопись одна из основ изобразительного искусства. Живописи принадлежит важное значение как в отражении действия при совершении Божественной Евхаристии, так и основного элемента украшения храма.  

«Что бы ни происходило в мире, какие бы события ни сотрясали нашу планету, искусство будет жить всегда, ибо невозможно истребить в человеке тягу к прекрасному, божественному. В Вологодских храмах есть примеры удивительной живописи: фресковое письмо известного мастера Дионисия, ярославских мастеров Л. Агеева и Д. Гри­горьева Плеханова, из академического письма можно встретить работы П. С. Тюрина, а так же неизвестных мастеров 19 века. На сегодняшний день в строящихся храмах и восстановленных объектах культурного наследия появляется новое письмо, новый пласт культуры – живопись XXI века», – обозначая тематику встречи, говорила художник реставратор высшей категории Ольга  Соколова.

Живопись Воскресенского собора г. Вологды исполнялась в течении 2023-24 года бригадой иконописцев из Ростова Великого под руководством Ивана Алексеева. Живопись с исполнением сюжетных композиций, праздников, отдельных святых исполнена валтарной части центральной апсиде и трапезной храма.

Настоятель храма иерей Андрей Смирнов выразил слова благодарности за проделанную работу, высоко оценив труд иконописцев, которые за короткий срок смогли исполнить большой объем работ. Настоятель так же пожелал иконописцам творческого вдохновения на продолжение работ в нижнем храме и возможно на других объектах г. Вологды.

Выполнение  работ по созданию росписи в настоящее время требует от исполнителей большой серьезной работы, которая основывается не только на непосредственном написании, но и умелом подходе к ряду вопросов: подбора иконографии, выбора техники написания, технологической подготовки основы под живопись, отработки технологии в нанесении золота и серебра, разработке эскизов, методам калькирования, воспроизведению живописи рисунками, красочными изображениями, гризайлью, а так же разнообразием культуры орнаментики, стилистики и так далее.

О более конкретных вопросах написания живописи рассказал сам исполнитель, руководитель бригады иконописцев Иван Александрович, который говорил о большой проделанной работе по исполнению живописи в ротонде, алтаре и трапезной собора. Как много пришлось потрудится над подбором иконографии, подготовкой основы под живопись, размещением сюжетов в простенках окнах-люкарнах, размещением основных композиций на сводчатых поверхностях и плоском потолке трапезной, созданием цветовой гаммы, а так же исполнением целого сонма вологодских святых. Особого внимания требовала работа по нанесению позолоты.

Председатель Комиссии по церковному искусству иерей Валентин Полетаев так же поблагодарил иконописцев и был значительно удивлен обьему выполненной работы. Отец Валентин рассказал о разработке проектной документации и о защите живописи от свечной копоти и ее сохранении в дальнейшем.

Реставратор высшей категории Соколова Ольга Александровна обратила внимание и на некоторые недочеты в написании живописи, касающиеся выбора иконографических сюжетов в общем исполнении и размещении композиций на стенах, некоторой стилистики сюжетов, возможная поправка которых может быть выполнена в рабочем порядке, а часть из которых стоит учесть и прислушаться в последующих этапах работ.  Искусство живописи  требует от иконописца не только глубокого философского подхода к выбранной им теме, но и чувство пространства храма.

При этом, имея, наверное, первый опыт искусства современности, создаваемый в храмах Вологды, мы в праве говорить о создании такой живописи, чтобы она была люба прихожанам и радовала нас понятностью и узнаваемостью изображаемого, ведь в  искусстве  всегда есть темы, интерес к которым остаётся постоянным.

А когда ставим высокую цель в работе, присоединяется труд многих специалистов: священнослужителей, историков, искусствоведов,  которые так же не остаются в стороне и помогают в организации разработки проекта, создания эскизов, калек, исторических изысканий. Важен обмен опытом работы для создания в храмах защиты живописи от свечной копоти, учет особенностей температурного режима.

Живопись в храмах сегодня — это не роскошь, а востребованная необходимость, которая даёт реальную возможность приобщения прихожан к миру культуры — художественной и духовной. Пространство храмов становится не только художественно-оформленным, в какой то степени познавательным, но и воспитывающим эстетический вкус и формирующим морально-этические нормы, а в тоже время дополнение высокого искусства Вологодских храмов, которое диктует нам задуматься сохранением и созданием великого, достойного искусства, отражающее православные традиции XXI века.

Искусство стенописи, которое мы называем теперь безличными словами «монументально-декоративная живопись», имело в раннее время более выразительное наименование – иконное, или «изографное воображение». В этих мудрых и полных глубокого смысла словах скрыта уверенность в огромном общественном значении труда художника. Он остается в преемственности поколений, что подтверждается высказыванием, в котором хочется привести прекрасные слова – пожелание иконописца Гурия Никитина:

«…завещание потомкам: «Всем же изографное воображение в духовное наслаждение на вечные века, аминь» (из летописи стенописи Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме, 1685 г.).

С наилучшими пожеланиями в работе, реставратор Ольга Соколова