В Вологде прошли IV Всероссийские научно-педагогические чтения памяти профессора А.В. Камкина

Уже в четвертый раз вологодские ученые и педагоги при участии Вологодской епархии проводят Всероссийские научно-педагогические чтения, посвященные памяти доктора исторических наук, профессора Александра Васильевича Камкина.

Организаторами научной конференции выступили: Департамент образования Вологодской области, Вологодский институт развития образования, Вологодский государственный университет, духовно-просветительский центр «Северная Фиваида» и Вологодская духовная семинария.

В чтениях приняли участие ученые, общественные деятели, преподаватели и сотрудники образовательных учреждений и организаций Русского Севера, а также студенты высших и средних учебных заведений.

Предметом научного обсуждения стали проблемы формирования патриотизма, актуальные вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, в том числе в рамках программы «Социокультурные истоки».

Пленарное заседание чтений открылось 15 марта 2023 года в Вологодском институте развития образования приветственным словом Любови Николаевны Воробьевой, заместителя начальника Департамента образования Вологодской области.

К участникам конференции обратился митрополит Вологодский и Кирилловский Савва.

- Сердечно благодарю за приглашение, - сказал владыка Савва, - и возможность поделиться своими мыслями на форуме единомышленников, непрестанно трудящихся на ниве реализации программы «Социокультурные истоки». К сожалению, мне не довелось быть знакомым с Александром Васильевичем, однако, благодаря его наследию, которое выражается в этой удивительно цельной программе, направленной на знакомство подрастающего поколения с традиционными ценностями русской культуры, и, самое главное, благодаря общению с людьми, в сердцах которых профессор Камкин оставил незабываемый след, я чувствую, что знаком с ним духовно, чувствую его любовь к Вологодчине и ощущаю его доброе воздействие на множество людей.

Можно только поразиться тому огромному материальному и духовному наследию, которое оставил нам профессор Александр Васильевич Камкин. Для большинства людей он останется в истории в качестве автора учебников по программе «Истоки», над которыми стал трудиться еще в 1995 году. И вот с этого времени, несмотря на широкое ее распространение на территории нашего Отечества, программа остается визитной карточкой Вологодчины. Слава Богу, в прошлом году этот факт был отмечен на самом высоком уровне, ситуация с преподаванием программы привлекла внимание главы региона. Искренняя благодарность ему за поддержку. Однако любое хорошее дело можно испортить формализмом и «деланием для галочки».

Я решил посмотреть, а в каком контексте и в каких ситуациях упоминается слово «истоки» в Синодальном переводе Священного Писания. Оказалось, что оно употребляется там всего один раз, в единственном числе и в очень показательном эпизоде в 4 Книге Царств:

"И сказали жители того города (Иерихона) Елисею: вот, положение этого города хорошо, как видит господин мой; но вода нехороша и земля бесплодна.

И сказал он: дайте мне новую чашу и положите туда соли. И дали ему.

И вышел он к истоку воды, и бросил туда соли, и сказал: так говорит Господь: Я сделал воду сию здоровою, не будет от неё впредь ни смерти, ни бесплодия.

И вода стала здоровою до сего дня, по слову Елисея, которое он сказал" (4 Цар. 2, 19-22).

Вот он – секрет здоровой, не отравленной воды, которая утоляет жажду, возникающую от бездуховности и равнодушия в системе нашего образования, – добавить соль. Такой солью, сохраняющей мир от греховной порчи, является, согласно той же Библии, вера во Христа, Который есть Любовь. Преподаватель «Истоков» без любви к своему предмету – «соль, потерявшая свою силу», а что с такой солью делают, слово Божие тоже говорит однозначно.

А вот как сделать так, чтоб в системе подготовки преподавателей этой замечательной программы любовь не иссякала, пусть дадут ответ на этом замечательном образовательном форуме.

Призываю на всех участников чтений благословение Божие и пусть сопутствует всем нам неистощимая помощь Творца нашего Небесного!

«Патриотическое воспитание граждан в Вологодской области» — такова была тема доклада, с которым на пленарном заседании выступил заместитель Губернатора области Евгений Артемович Богомазов.

Доктор исторических наук Олег Викторович Кириченко, главный научный сотрудник отдела русского народа Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (Москва), тему своего доклада сформулировал так: «Этническая культура в сфере образования». Заведующий тем же отделом академического института Александр Викторович Буганов, доктор исторических наук, сделал доклад на тему «Историческая память и национальная идентичность русского народа».

Референт мэра Вологды по патриотическому воспитанию детей и молодежи Сергей Александрович Голубев рассказал о системе патриотического воспитания в городе Вологде.

«Развитие системного проекта «Верность родной земле» программы «Социокультурные истоки»» – название доклада автора и руководителя программы «Социокультурные истоки» Игоря Алексеевича Кузьмина — члена-корреспондента РАЕН, главного редактора издательского дома «Истоки» (г. Москва).

Духовным основам современной системы образования посвятила свой доклад директор вологодского духовно-просветительского центра «Северная Фиваида» Надежда Михайловна Тихомирова.

В этот же день в Вологодском институте развития образования (ВИРО) чтения продолжились работой четырех секций, в том числе трех педагогических.  Модераторами одной из них – «Реализация программы «Социокультурные истоки» в дошкольном образовании» — были заведующие детскими садами города Вологды Любовь Ивановна Горшкова (д/с «Почемучка») и Анна Владимировна Хрусталева (д/с «Росинка»). В обсуждении участвовали  сотрудники детских учреждений Вологодской и Архангельской областей.

Работу секции «Потенциал программы «Социокультурные истоки» в достижении задач духовно-нравственного воспитания и развития личности обучающихся» координировала кандидат педагогических наук Маргарита Альбертовна Углицкая, заведующая кафедрой воспитания и социализации ВИРО. На примере великоустюгской средней общеобразовательной школы №2 с кадетскими классами был рассмотрен опыт реализации программы «Социокультурные истоки. Служение Отечеству».

Методист сектора гуманитарного и художественно-эстетического образования Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников города Вологды Елена Софична Ульянова стала модератором секции «Реализация программы «Социокультурные истоки» в начальном и основном общем образовании». О своем опыте рассказали учителя школ Вологодской и Архангельской областей.

Научную секцию «Духовно-нравственные и культурно-исторические основы российского патриотизма» вели кандидат исторических наук  Ирина Валентиновна Спасенкова,  заведующая кафедрой теории, истории культуры и этнологии Вологодского государственного университета, и проректор по научно-методической работе Вологодской духовной семинарии Алексей Николаевич Красиков.

В работе этой секции участвовали преподаватели Вологодской духовной школы. Кандидат богословия иеромонах Ферапонт (Широков), проректор по воспитательной работе, выступил с сообщением «Численность и сословный состав учащихся Вологодской духовной семинарии во второй половине XIX — начале ХХ века». Тема выступления иподиакона Алексея Николаевича Красикова – «Малый монастырь на Европейском Севере России в эпоху раннего Нового времени как культурно-исторический феномен». Преподаватель семинарии  кандидат филологических наук Елена Алексеевна Кирилова рассказала о работе с художественным словом как средством воспитания читательского опыта сопереживания чувствам окружающих на уроках Основ религиозных культур и светской этики. Сообщение на тему «Этнокультурная идентичность русских: основания и трансформация» сделала кандидат исторических наук Ирина Валентиновна Спасенкова.

Два сообщения на секции были посвящены научному и педагогическому наследию Александра Васильевича Камкина. Кандидат исторических наук Антон Владимирович Всеволодов, доцент кафедры истории и философии Череповецкого государственного университета, выступил на тему «А. В. Камкин как источниковед». Доцент кафедры теории, истории культуры и этнологии Вологодского государственного университета, кандидат исторических наук Людмила Алентиновна Якушева темой сообщения избрала «Культурологический дискурс педагогики А.В. Камкина». Выступили также сотрудники высших и средних специальных учебных заведений Вологды, Архангельска и Череповца, преподаватели школ Вологодской области.

Той же теме посвящена студенческая секция, которая продолжит конференцию 16 марта в Вологодской духовной семинарии. Участвовать в ней приглашены студенты Вологодского и Череповецкого государственных университетов.

Откроет научное заседание лекция доктора исторических наук Олега Викторовича Кириченко,главного научного сотрудника отдела русского народа Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук, на тему «Современные формы идейности и идейные практики (евразийство, скифство, светский исихазм)».

«4 песнь второго канона Святой Пятидесятницы на церковнославянском языке(богословско-филологический анализ)» — тема выступления магистранта Сретенской духовной академии Александра Евгеньевича Иванова.

Материалы выступлений научной секции будут опубликованы в «Вестнике Вологодской духовной семинарии» (журнал входит в РИНЦ).

Фото Олега Зажигина

***

Александр Васильевич Камкин (1950-2017) – известный историк, этнограф, культуролог, доктор исторических наук, профессор, соавтор программы «Социокультурные истоки» и автор учебных пособий «Истоки» для 2-9 классов. Александр Васильевич много лет преподавал в Вологодском педагогическом институте (ныне — Вологодский государственный университет), где создал кафедру теории, истории культуры и этнологии. Александр Васильевич был крупным специалистом по истории крестьянства, одним из первых в стране он начал системное изучение истории Русской Православной Церкви на Европейском Севере России.