В Тотьме продолжаются работы по сохранению уникальной настенной живописи

Храм Рождества Христова в Тотьме построен в XVIII веке и является объектом культурного наследия федерального значения. С осени 2021 года в верхнем его приделе сотрудники и выпускники Академии Штиглица занимаются исследованием настенной живописи.

Храмовые росписи выполнены в технике гризайль – то есть с использованием градаций одного цвета (в данном случае в градациях серых, фиолетовых и синих оттенков). Предварительно живопись датируется серединой XIX века – периодом, когда церковь восстанавливали после городского пожара 1843 года. Именно тогда верхний храм был заново расписан, что следует из рапорта игумена Спасо-Суморина монастыря Феодосия от 1874 года.

Имя автора росписей в найденных документах не указывается. Изначально исследователи сделали предположение, что им мог быть известный вологодский художник, академик портретной живописи Платон Тюрин, который также использовал технику гризайли. Документально подтверждено, что он работал в Тотьме в 1864–1865 годах: художник расписывал Вознесенский храм Спасо-Суморина монастыря «по собственной композиции».

В Вологодском музее-заповеднике хранятся эскизы мастера, выполненные для монастыря. При внимательном их изучении реставраторы обнаружили сходство в изображении пророков и апостолов.

– «Из 16 фигур, выполненных на холсте масляными красками в полихромной манере, семь схожи по рисунку с гризайлями в храме Рождества, – отмечают исследователи. – Чтобы утвердиться в своем предположении, мы проделали следующую работу: в графическом редакторе эскиз Тюрина был обведен по контуру, затем этот рисунок наложен на изображение схожей фигуры из храма Рождества. В результате стало наглядно видно, что эскизы Тюрина практически полностью совпадают по рисунку с изображениями неизвестного художника в Христорождественском храме».

При совмещении обнаружились лишь незначительные отличия и изменения в изображении складок одежды, положении рук и размерах некоторых фигур святых. Однако общая стилистика и манера исполнения росписей сильно отличаются от работ Платона Тюрина на других объектах. «В Христорождественской церкви перед нами более мягкая свето-теневая растушевка форм, обобщенные силуэты с более плавными очертаниями фигур, чем те, что мы видим в росписях барабана и купола Вознесенского собора», – подчеркивают в статье. Обнаружены и другие различия.

В связи с этим исследователи делают предположение, что храм Рождества Христова расписывали ученики Тюрина под его руководством, частично используя его эскизы.

Исследователи живописи называют Платона Тюрина Вологодским Рафаэлем, так как у Рафаэля тоже были ученики, каждый из которых писал в своей особенной манере, используя свои излюбленные материалы, но, тем не менее, опираясь на эскизы великого мастера.

Изучение и консервация росписей Христорождественской церкви в этом году продолжены: удалены профилактические заклейки (после укрепления красочного слоя), стойкие поверхностные загрязнения, въевшаяся копоть.

Работы по исследованию живописи в храме Рождества Христова ведутся на средства Фонда президентских грантов по проекту «Живоносный источник: Святая земля Тотемская».

#ФондПрезидентскихГрантов #ПервыйКонкурс2023 #ПобедителиПервогоКонкурса2023

По материалам: https://cultinfo.ru/news/2023/5/rospisi-v-khristorozh..