5 марта 2023 года митрополит Вологодский и Кирилловский Савва и епископ Череповецкий и Белозерский Игнатий совершили чин Торжества Православия в Воскресенском кафедральном соборе Вологды. Во время богослужения были изнесены для поклонения святые мощи праведного Александра Вологодского (Баданина).
Преосвященным архиереям сослужило духовенство города Вологодской и Череповецкой епархий.
Богослужебные песнопения исполнил Архиерейский хор кафедрального собора города Вологды под управлением регента Анны Павловны Бурдиной.
Во время пения тропаря святому мощи священника Александра Баданина были изнесены на середину храма. Владыка Савва трижды окадил святыню. Затем была оглашена резолюция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о почитании святых мощей праведного Александра Вологодского (Баданина).
На середине храма, перед иконами Спасителя и Пресвятой Богородицы, архиереи в сослужении сонма духовенства совершили чин Торжества Православия.
По окончании богослужения митрополит Савва и епископ Игнатий обратились друг к другу со словами приветствия.
В праздничный день состоялось награждение потрудившихся во время обретения святых мощей праведного Александра Баданина у храма праведного Лазаря Четверодневного города Вологды.
Епархиальной награды медали преподобного Димитрия Прилуцкого III степени удостоен протоиерей Анатолий Балясин, председатель Комиссии по канонизации Вологодской епархии.
Медаль Вологодской епархии преподобного Димитрия Прилуцкого II степени получил эксперт Владимир Зиновьевич Высоцкий.
Благодарственными архиерейскими грамотами отмечены:
1. Протоиерей Алексий Сорокин.
2. Иерей Сергий Зяблицкий.
3. Иерей Николай Попугаев.
4. Иерей Андрей Кашинцев.
5. Игумен Иоасаф (Вишняков).
6. Иерей Кирилл Киселев.
7. Зажигин Олег Валентинович.
8. Калашников Владислав Юрьевич.
9. Павлова Наталия Александровна.
10. Кукушкин Игорь Полиевктович.
11. Москвин Валерий Викторович.
Добровольцы общественного объединения «Добротолюбие»:
1. Свистунов Анатолий Викторович.
2. Игнайкин Дмитрий Анатольевич.
3. Ванюшев Андрей Геннадьевич.
4. Шириков Олег Васильевич.
Сотрудник и курсанты Вологодского института права и экономики ФСИН России:
1. Швецов Павел Андреевич, майор внутренней службы, начальник загородной учебной базы ВИПЭ ФСИН России.
Курсанты:
2. Крохов Павел Александрович.
3. Мальцев Иван Сергеевич.
4. Коротков Михаил Андреевич.
5. Камбалов Никита Юрьевич.
6. Горинцев Юрий Павлович.
7. Хохлов Вадим Олегович.
8. Архипов Сергей Денисович.
9. Штоппель Егор Евгеньевич.
10. Дубов Александр Сергеевич.
11. Чистюхин Артем Константинович
12. Черняев Владислав Алексеевич.
В завершении торжества каждый присутствующий на богослужении получил на молитвенную память иконки святого Александра Вологодского.
Фото Олега Зажигина
***
Праздник Торжества Православия заканчивает первую седмицу Великого поста, который являет собой одно из главных ежегодных спасительных испытаний в жизни православного христианина. Святая Церковь установила этот праздник в память о восстановлении почитания святых икон после длительного периода иконоборчества.
Священные изображения существовали с начала основания Церкви; создавая их, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события церковной истории. Однако в средние века развернулась масштабная борьба против святых икон. Образы уничтожали, а их защитников подвергали притеснениям и гонениям. Иконоборческое движение продолжалось до их пор, пока в 787 году на VII Вселенском Соборе не был утвержден догмат об иконопочитании. Однако иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. В 843 году на Поместном Соборе в Константинополе догмат об иконопочитании был признан обязательным для всей Церкви. Собор этот, учредивший праздник Торжества Православия, состоялся в первое воскресенье Великого поста, отчего с тех пор празднование восстановления иконопочитания совершается в этот день. Конечно, чинопоследование со временем менялось.
Праздник Торжества Православия знаменовал собой победу Церкви над всеми ересями, когда-либо смущавшими умы нетвердых в вере христиан. Конечно, в настоящее время даже названия еретических учений мало что говорят большинству наших прихожан. Но не стоит полагать, что празднование Торжества Православия сохранило сегодня только историческое значение. Для нас, христиан XXI века, этот праздник имеет непреходящее значение, ибо он говорит нам не о тонкостях ошибочных вероучений, но о вечности незыблемой истины Христовой веры, о глубокой и полнокровной радости верных приверженцев этой истины от приобщения к ней.
В этот праздничный день с почтительным благоговением мы вспоминаем об учителях Церкви, которые смогли доказать ложность ересиархов, отступивших от правды Евангелия. Не меньшего почитания заслуживают те отцы Церкви, которые не доказывали истинность Православия, а показывали его — своим подвижническим житием, своей любовью к Богу и ближним.
Не стоит думать, что святость была свойственна только христианам первых веков по Рождестве Христовом. Известный деятель Русской Церкви XIX века, замечательный церковный писатель Андрей Николаевич Муравьев писал о «родной нашей Фиваиде, которую посетил в пределах Вологодских и Белозерских». По убеждению Андрея Николаевича, он обрел на Русском Севере «чудный мир иноческий, нимало не уступающий Восточному, который внезапно у нас самих развился в исходе XIV столетия и в продолжение двух последующих веков одушевил непроходимые дебри и лесистые болота родного Севера».
Конечно, подвижники жили не только в далекие от нас времена; святым человека делают не пески знойных краев Египта и Сирии, и даже не леса и болота Русского Севера. Радость приобщения к истине Христовой может быть свойственна жителю любых времен и любых краев, если только он решается строить свою жизнь, исполняя евангельские заповеди. Именно так жил святой праведный Александр Баданин, святые мощи которого были изнесены сегодня, 5 марта, на вечернем богослужении в Воскресенском кафедральном соборе Вологды.
Жизнь отца Александра Баданина была безраздельно отдана Богу. Священником он стал сравнительно поздно, на 46 году жизни, а до того преподавал русский и церковнославянский языки, был помощником смотрителя Вологодского духовного училища. Вел он, кстати, самые разные предметы: и русский язык, и церковнославянский, и священную историю, и даже гимнастику. Дело в том, что здоровьем он был слаб с детства, долгие годы занимался лечебной гимнастикой – и хотел своим ученикам тоже помочь поправить здоровье.
Вознесенская церковь, где отец Александр прослужил с 1891 по 1905 годы, не сохранилась: в 1928 году храм снесли, а обломки кирпичей использовали при ремонте Октябрьского моста.
Но память людскую снести невозможно! Уже после праведной кончины отца Александра в Сергиевом Посаде вышла книга о нем, написанная архиепископом Никоном (Рождественским), а после канонизации вологодского праведника брошюру «Молитвенник к Богу усердный» переиздали в Вологде.
С 1905 года по 1913 год – время своей блаженной кончины – отец Александр, выйдя за штат, ежедневно принимал до 200 человек. Он обладал даром прозорливости (в частности, предсказал и время своего ухода из земной жизни), был необыкновенно смиренным, помогал бедным, нередко отдавал им свое последнее достояние.
Праведный Александр Баданин скончался 10 (23) марта 1913 года и был похоронен на Горбачевском кладбище. 22 февраля 2000 года он был причислен к лику местночтимых святых. Память его совершается 22 февраля и 23 марта.
Вот еще извлечение из книги о вологодском священнике: «Часто бывавший проездом на родину в Вологде о. Иоанн Кронштадтский, когда его вологжане просили помолиться и поучить жить, говорил: «У вас есть свой молитвенник, к нему обращайтесь», — и при этом называл имя о. Александра Баданина».
«К о. Александру, — пишет епископ Никон, — обращались за молитвами, просили письмами и телеграммами, просили лично. Некоторые приезжали за сотни верст. … Беседуя с приходившими к нему за молитвою, он иногда вдруг самоуглублялся, закрывал глаза: он в эти минуты молился. Когда никого не было у него, он надевал епитрахиль и сидя молился, читая по записи имена тех, кто просил его молитв. Настойчиво убеждал о. Александр притекавших к нему поминать близких, больных и несчастных за проскомидией; священников просил за него и за других молиться пред престолом Божиим. «Это телефонный аппарат, — говорил он, — скажешь слово, а его там вверху услышат, Господь исполнит прошение ваше». По вере приходивших к о. Александру за его св. молитвы одни получали выздоровление от болезней, другие — исполнение своих желаний».
Всем отец Александр настоятельно советовал читать Четьи Минеи, сам рассылал книги о святых, говоря, что в житиях праведников прошлого можно найти ответы на вопросы современной жизни. Праведный Александр Баданин говорил, что наши предки воспитывались на житиях святых с самых юных лет. Оттого они отличались добродетелями и создали такое великое государство, как Россия. Ныне вера ослабевает, нравственность упала, пороки развиваются с удивительной быстротою, ослабел русский народ. Священник Александр Баданин считал, что надо наводнить Четьи Минеями Русскую землю, особенно распространять в школах, пусть 12 книг будет в каждой школе, пусть все читают и дают читать. Отец Александр настаивал, чтобы духовные дети его приобретали жития святых и жертвовали их.
Святый праведный отче Александре, моли Бога о нас!
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Северная Фиваида». Новости о жизни Церкви в пределах Вологодской митрополии, душеполезные публикации, уведомления о предстоящих церковных событиях — всю эту и другую полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон в Telegram. Для подписки перейдите по ссылке.
Поделиться в соцсетях: