В Георгиевском храме села Косково идут работы по сохранению уникальных настенных росписей

В храме великомученика Георгия Победоносца, расположенном в селе Косково Кичменгско-Городецкого района, продолжается консервация настенной живописи начала ХХ века.

На объекте работают специалисты из Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.

Первое упоминание о храме относится к XVII веку. По преданию в лесной чаще рядом с селом Косково была найдена икона святого Георгия Победоносца, там же появился источник с целебной водой. В честь этого события и была построена первая деревянная Георгиевская церковь.

Дошедший до наших дней каменный двухэтажный храм заложен в 1875 году. Средства на его строительство собрали местные крестьяне – жители села Косково и окрестных деревень. Об их крепких хозяйствах и по сей день напоминают избы-пятистенки, сохранившиеся в Коскове.

Теплый нижний храм был освящен в честь великомученика Георгия в 1898 году, а верхний холодный – в честь церковного праздника Рождества Иоанна Предтечи в 1910 году. Для росписи верхнего храма была приглашена бригада под руководством устюжского иконописца Пантелеймона Кострова.

Сотрудник Великоустюгского музея-заповедника Любовь Сыроватская исследовала росписи и отметила их композиционные заимствования: на сводах и стенах верхнего храма присутствуют копии работ Васнецова, Кошелева, Айвазовского, Маковского и других. В те времена это была распространенная практика, когда в качестве образцов для росписей храмов использовались картины и гравюры других художников.

«По качеству письма понятно, что росписи выполнены профессионалами. Мне удалось выяснить, что в бригаде Пантелеймона Кострова трое художников окончили Академию художеств. Перед нами живопись высокого уровня. Я считаю, что этот храм достоен столицы. Уникальны росписи и своей сохранностью. На сегодняшний день очень мало живописи, которая дошла до нас без поновлений и реставрации. Росписи в холодной церкви были созданы в 1910-е годы, а в 1930-е годы храм уже был закрыт и разорен. За этот небольшой период живопись не претерпела изменений с художественной точки зрения», – отмечает доцент кафедры живописи и реставрации Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица Михаил Рогозный.

К обследованию верхнего храма группа выпускников академии под руководством преподавателя приступила в 2020 году.

К реставраторам обратилась команда проекта по восстановлению храма под руководством Елены Вербицкой. Пригласить специалистов удалось благодаря поддержке Фонда президентских грантов. На средства грантов проводится и реставрация самого храма. В 2021 году он был признан выявленным объектом культурного наследия и росписи, обнаруженные в верхнем храме, вошли в предмет охраны.

Немалый урон живописи был нанесен в советские годы, когда в храме располагалось сначала зернохранилище, а затем клуб и школа со спортивным залом. Некоторые сюжеты были закрашены, и не раз: по воспоминаниям старожилов, лики святых периодически проступали на стенах, и их замазывали снова. У Георгия Победоносца даже скололи изображение змея, «чтобы детей не пугал».

Росписи в четверике избежали этой участи, так как были закрыты стенами деревянного сруба: его возвели в 50-60-е годы под школьные классы.

Чтобы выяснить, есть ли под краской живопись и каково ее состояние, реставраторы просвечивали стены инфракрасными лучами. «Повезло» специалистам только с трапезной: из-под слоя краски на потолке «выглянули» ангелы. В остальных помещениях второго этажа росписи были закрашены настолько густо, что лучам не удавалось пробиться сквозь это покрытие, и специалисты делали зондажи (очищали от краски небольшой участок стены).

Неожиданная находка ждала реставраторов под перекрытием между этажами. Под полом обнаружились фрагменты росписей со штукатуркой. Есть предположение, что они осыпались, когда взрывали колокольню (по другой версии, ее обрушили тракторами). Фрагменты росписи лежали вперемешку с накопившимся за годы мусором: школьными дневниками, мешками, кедами, папиросами и стружкой.

«По сути дела, там археологические раскопки нужно проводить: фрагментарно все просеивать, чтобы доставать штукатурку с росписями, и такие технологии есть. Существуют способы все собрать, склеить и поставить на место, но это процесс долгий», – рассказывает реставратор Михаил Рогозный.

На сегодняшний день первостепенная задача для специалистов – предотвратить разрушение живописи. Для этого проводятся работы по укреплению красочного слоя и штукатурки по методике, разработанной во время обследования. Реставраторы трудятся в Косково третий сезон (работать там можно только летом, так как верхний храм не отапливается).

Впереди, по словам руководителя работ Михаила Рогозного, еще годы трудов: «Закрасить и сбить проще. История такова, что ошибки предков порой приходится долго исправлять».

Безвозмездно петербуржцами были отреставрированы и две храмовые иконы: одна – в Академии Штиглица, другая – в Академии художеств. Еще три иконы будут отреставрированы в течение 2022-2023 годов.

Алина Махлина

В публикации использованы материалы сайта cultinfo.ru