В день памяти преподобных Зосимы Ворбозомского и Кирилла Новоезерского митрополит Савва совершил Литургию в Троицком храме Тотьмы

20 ноября 2021 года, в субботу 22-й седмицы по Пятидесятнице, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию в храмеЖивоначальной Троицы города Тотьмы.

Главе Вологодской митрополии сослужили: секретарь Великоустюжской епархии иерей Димитрий Рыжков; благочинный Тотемского округа иерей Серафим Розин; настоятель тотемского Троицкого храма иерей Михаил Мелентьев; настоятель Архиерейского подворья «Спасо-Суморин монастырь» города Тотьмы иеромонах Феодосий (Писарев). Диаконский чин возглавил клирик Воскресенского кафедрального собора города Вологды протодиакон Сергий Белоусов.

Богослужебные песнопения исполнил хор Спасо-Суморина монастыря.

Во время Литургии была вознесена молитва о прекращении распространения вредоносного поветрия.

Митрополит Савва обратился к молящимся с архипастырским назидательным словом. Владыка начал проповедь с размышления о подвижнической жизни преподобных отцов, ради молитвенного уединения поселявшихся в безлюдных лесных краях, которые издавна называли Русской Фиваидой на Севере: 20 ноября Русская Церковь молитвенно вспоминает двух преподобных, подвизавшихся в пределах нынешней Вологодской митрополии, — Зосимы Ворбозомского (ок. 1550) и Кирилла Новоезерского (1649).

Когда обращаешься к наследию преподобных отцов Северной Фиваиды, — произнес Преосвященный Савва, — то удивляешься: насколько эти люди были самоотверженны, насколько они любили Бога! В самые дремучие леса, в непроходимые болота шли преподобные отцы и там скрывались от людского взора, от славы мирской — и возносили свою молитву.

Владыка отметил, что о житиях многих преподобных нам мало что известно. О преподобном Зосиме Ворбозомском, например, мы знаем, что он был учеником преподобного Корнилия Комельского, — и больше почти ничего. До нас дошло только поучение преподобного.  

Преподобные отцы некогда подвизались на нашей земле, — сказал митрополит Савва. — Подвизались здесь, но стали известны на всю вселенную, поскольку свои добродетели действительно не смогли утаить. Народ Божий, стремясь к ним за поучением, шел не к пустому источнику, потому и слава об отцах Северной Фиваиды дошла до наших дней. Мы должны стремиться подражать угодникам Божиим — ради того, чтобы найти связующую нить между нами и Богом. Бог в любом случае каждому из нас идет навстречу. Только мы с вами то прибегаем к Нему, то убегаем от Него…  Конечно же, это печально. Порой наши отношения с Богом строятся как отношения между детьми и родителями: дети помнят о родителях, когда им что-то нужно от них, — и забывают, стоит им нужное получить… В этом, конечно, есть и вина родителей: они воспитывают своих детей так, что те не почитают старших, не помнят о них. Мы с вами должны воспитывать детей в любви и строгости — в строгости, соединенной с любовью. Без этого никак.

Если нам с вами еще раз взглянуть на наследие преподобных отцов нашей Северной Фиваиды, то увидим, что эти люди гнались не за земными благами, а хотели стяжать славы небесной. Так ли строится наша с вами жизнь? Порой мы боимся остаться с пустым карманом, но это отдаляет наше сердце от Бога, и мы остаемся с пустым сердцем. Преподобные отцы эту тайну знали; они считали, что Бог должен быть в их сердце. Ведь и сказано нам Священным Писанием: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:33). В той же главе Евангелия от Матфея читаем: «…где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21).

Быть нам в аду или в Царстве Небесном — это мы с вами выбираем уже здесь, в земной жизни. Когда мы с вами предстанем на Страшном Суде,  Господь задаст каждому всего лишь два вопроса: любил ли Бога? любил ли ближнего? Не спросит Он,  что мы в этой жизни сделали или чего совершить не сумели. Отвечать нам придётся только за нелюбовь — к Богу и к ближнему. Запомните это.

А мы любим себя, порой делаем себе какие-то поблажки и думаем: авось, нас пронесет… Ведь Бог милосерден, человеколюбив…

Да, так оно и есть, Бог милосердный и человеколюбивый. Но человек с грязной душою не сможет пребывать в Царстве Небесном! Не потому, что Бог не хочет нас там видеть, а потому, что мы с вами привыкли жить с грехом — к греху и тянемся. Представьте себя на брачном пире в небрачной одежде. Вроде бы все вокруг прилично одеты, но твоя-то одежда — рабочая: она вымазана в краске, на ней следы стройматериалов. Будешь ли чувствовать себя комфортно в такой ситуации? А если твоя душа выпачкана грехами и страстями — что почувствуешь, оказавшись в святости? Среди тех, кто одет в  брачную одежду, кто благоухает фимиамом добродетели, мы окажемся в смердящей своей робе… Естественно, мы сами оттуда убежим; там невыносимо нам будет находиться, если в жизни своей земной уподобились той нечистой силе, оградить нас от которой просим Господа…

Поэтому, дорогие отцы, братья и сестры, подумайте над этим. Надеюсь, Господь вразумит всех нас и мы жизнь свою исправим.

В субботу Русская Церковь отметила 75-летие своего Предстоятеля — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. После Литургии в Троицком храме города Тотьмы был совершен благодарственный молебен о здравии Святейшего Владыки.

По окончании богослужения митрополит Савва преподал молящимся архиерейское благословение.

В тот же день глава Вологодской митрополии в сопровождении духовенства осмотрел некоторые возрождающиеся святыни древней Тотьмы. Владыка Савва побывал на Архиерейском подворье «Спасо-Суморин монастырь» и  в Воскресенской Варницкой церкви, где под спудом покоятся мощи святого праведного Максима Тотемского.

Фото Олега Зажигина