Русская неделя

Так жива ли деревенская литература?

Светлая седмица в Вологде неожиданно была отмечена несколькими событиями культурной жизни, связанными отечественной литературой и книгоизданием. Так что время вполне можно назвать «Русской неделей» — главными действующими лицами этой недели были люди, известные яркими действиями в защиту отечественной культуры: прозаик и литературный критик из Москвы Андрей Тимофев, основатель музея «Журавли» в рубцовской Николе Марина Кошелева, краевед Татьяна Короткова из вологодского Междуречья, вологодский писатель Роберт Балакшин. О каждом событии надеюсь рассказать подробнее, начну с встречи с Андреем Тимофеевым.

Собственно, встреча в музее-квартире В.И.Белова с московским критиком и прозаиком состоялась даже до начала Светлой седмицы – на Пасху, 16 апреля. «День не очень удачный, — пояснила директор музея-квартиры Ольга Николаевна Анфимова, — но это связано с возможностями Андрея Николаевича».

Сначала гость рассказал о современном литературном процессе, как он его понимает. Андрей в этом процессе участвует не только как писатель; он старается ощутимо влиять на его формирование – и как критик, выступающий и в журналах, и в социальной сети, и как преподаватель Московского университета культуры, где ведет курс литературного мастерства.

Целью своей деятельности Андрей Николаевич видит оздоровление Союза писателей, для чего активно работает и со студентами, и с молодыми авторами: А. Н. Тимофеев руководит советом молодых литераторов Союза писателей России с момента создания этой организации.

Идеал критика для Андрея Тимофеева – Аполлон Григорьев. Интересно, что отношение писателя к литературе сформировалось не только чтением русской классики, не только уроками выдающегося критика М. П. Лобанова (он окончил Литературный институт в семинаре Михаила Петровича), но и общение с иеромонахом Германом (Подмошенским), учеником и другом известного своими трудами иеромонаха Серафима Роуза.

Однажды отец Герман рассказал историю о том, как к монаху-подвижнику пришёл молодой послушник и просил научить его духовной жизни. Монах велел прочитать сначала роман Диккенса “Дэвид Копперфильд”. Послушник возмутился: это же западная литература, они же все там отступники! А монах ответил: если ты не будешь так чист душой, как герой Диккенса, ты останешься монстром, творящим Иисусову молитву.

Одной из главных тем творческой встречи было положение в современной русской литературе так называемой «деревенской прозы». Об этом гостю помогла рассказать вологодская писательница Наталья Мелёхина, известная читающей России рассказами о современной деревне. По её мнению, пишущих о селе сейчас немало, есть они и на Русском Севере, и на юге, и в Сибири…

Авторы разные не только по стилю, но и по отношению к современной сельской жизни – потому что эта жизнь не одинакова в разных местах страны. Наталья рассказала, что планируется собрать нынешней весной в Москве совещание современных «деревенщиков». Инициатор этого «схода» архангельский критик Андрей Рудалёв надеется, что будет разработан некий литературный манифест, который обозначит цели и задачи движения.

Андрей Тимофеев говорил, что нынешние горожане и сельчане – совершенно разные люди. Но ведь и прозу Белова, Астафьева и Абрамова читали не для того, чтобы узнать о городской или сельской жизни.

Хочется уточнить: Иван Африканович и Катерина близки и вчерашнему, и современному читателю не потому, что Василий Белов красочно и правдиво описывает жизнь наших деревенских предков послевоенной поры. Характеры их понятны и дороги любому внимательному читателю, даже если он житель мегаполиса в двадцатом поколении. Ведь главное в «Привычном деле» —  нравственные основы человеческой жизни, как и в лучших произведениях русских классиков.

Закончилась встреча ответом на вопросы. Разговор получился хоть и не продолжительным, но насыщенным. На вопрос, почему нынешние авторы не предлагают каких-то ответов на вызовы тяжелой современной жизни, московский критик ответа не нашел. На помощь пришла Наталья Мелёхина, заверив, что об этой проблеме обязательно предложит поговорить коллегам-«деревенщикам» на грядущей встрече.

Кажется, здесь какое-то непонимание. Ответы на любые сложности нравственного порядка даны в Евангелии, причем на все времена: душа-то человеческая устроена одинаково и у нас, и у читателей Толстого и Достоевского, и у современников Христа…

Ну, а как о жизни писать – дело писательского вкуса и темперамента, к совету даже самых мудрых и даровитых коллег не каждый станет прислушиваться, по-моему.