Прихожане Никольского храма деревни Мякинницыно приняли участие в церковных таинствах

Накануне церковного новолетия в храме святителя Николая Чудотворца деревни Мякинницыно Великоустюгского района состоялось богослужение. Приход Никольского храма в деревне Мякинницыно Верхневарженского сельского поселения —  один из отдаленных в районе: расстояние отсюда до районного центра по автомобильной дороге — 70 км. Осенние дожди делают проселочную дорогу практически непроезжей. Тем более радостен для верующих приезд священника. Накануне начала нового церковного года жители деревни приняли участие в таинствах Покаяния и Святого Причастия. Богослужение совершил настоятель Спасского храма деревни Морозовица иерей Вячеслав Бураков.

 


Из истории Никольской церкви деревни Мякинницыно Верхневарженского сельского поселения

Название местности — Верхняя Варжа — происходит от реки Варжа, которая берёт начало в Варженском болоте. Известно, что еще в 1637 году в деревне Удачино существовала деревянная церковь. По преданию, из неё чудесным образом неоднократно переносилась в деревню Кузьминскую икона святителя Нико­лая Чудотворца. Икону находили на гумне одного благочестивого человека, в мякине. Это послужило поводом к устройству в оной деревне сначала часовни, а потом церкви. Церковь в простонародии стала известна именем Николы Мякинного. И деревню Кузьминская, по имени церкви, стали звать Мякинницыно.
В 1785 году в Мякинницыно была построена каменная церковь.
В фондах Великоустюгского музея-заповедника хранится летопись Варженской Николаевской церкви. Её писал последний настоятель этого храма Арсений Павлович Азлецкий. Сын священника из этой же местности, он закончил Вологодскую духовную семинарию и с 1871 года служил в Варженской Николаевской церкви. Хорошо зная своих прихожан, интересуясь их жизнью, А.П. Азлецкий оставил интересные сведения из истории своего прихода. В своей летописи А.П. Азлецкий отмечал, что «крестьяне Верхней Варжи занимались главным образом земледелием. Они сеяли рожь, ячмень, овес и отчасти пшеницу, горох и коноплю. На лесных подсеках выращивали лён, который использовался не только в своем хозяйстве, но и продавался в большом количестве. Разводили крестьяне и скот, но в ограниченном количестве, т.к. не имели достаточных покосов. Крестьяне держали коров, овец, свиней, лошадей. Некоторые хозяева выкармливали лошадей для продажи. Очень богатых крестьян нет, но и бедных немного,» — писал А.П. Азлецкий. На страницах летописи Варженской Николаевской церкви отмечены также необычайные явления, эпидемии, пожары, случавшиеся в приходе. Имеются в летописи и очень важные штрихи к истории некоторых деревень. Летопись, составленная Азлецким, является одной из самых содержательных и ценных среди сохранившихся церковно-приходских летописей.
В первый раз закрыли церковь в 1930 году, но по просьбе жителей открыли вновь. В 1934 году церковь закрыли уже навсегда. Семью священника переселили в сторожку, затем батюшку арестовали и увезли в Устюг, в тюрьму. Матушку с детьми выселили и из сторожки. Она некоторое время жила вместе с детьми в деревне Насоново у Доровицыных, а потом у Гундериной Анны Андрияновны. Через 2 года матушка с детьми переехала в Великий Устюг, батюшка же скончался в тюрьме. Как только церковь закрыли, церковная утварь была разнесена жителями, иконы тоже, а то, что не понадобилось, было выброшено на улицу. Были сняты кресты, начали разбирать на кирпич сначала часовню, а потом и церковь.
22 мая 2000 года на месте церкви был установлен поклонный крест, а затем предприниматель Валентин Алексеевич Бадан выстроил новое деревянное здание церкви.