Пожарная служба для душ человеческих

Страницы истории храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене города Вологды

Что можно подумать, когда слышишь сильные глухие удары из пустующего здания? Не до размышлений, бежать надо, пока не трахнуло чем-нибудь тяжелым по голове… Наверное, благоразумные прохожие, гулявшие летом 1986 года подле пустовавшего тогда храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене, тоже так думали.

Однако бояться не стоило: так началась реставрация древнего храма.

 

По указу Петра Великого

Покровская церковь на Козлене существует не менее 500 лет. Однако первое письменное о ней свидетельство говорит не о создании храма, а о его гибели в 1612 году: церковь была сожжена  «литовскими и прочими воровскими людьми в вологодский разгром».

Божий дом уничтожить невозможно — это хорошо знали наши предки; начинаем, слава Богу, осознавать и мы. Казалось бы, в Смутное время, когда захватчики уничтожили и разграбили весь город, — до храмов ли, ведь народу жить негде? Какое-то время церковное место действительно пустовало, но не так уж долго: в 1626 году Покровский храм на Козлене был возведен заново. Почему название такое — неясно. Возможно, оно происходит от финно-угорского «коз» — ель. А может, связано с одной из операций канатного ремесла — трепанием пеньки, которую для этого укладывали на козлы. Мастерство канатчиков Козленской слободы высоко оценил император Петр I: по преданию, он побывал в здешних мастерских в 1724 году, а потом вызвал к себе в столицу 150 канатчиков и прядильщиков — вологжан. Владельцами слободских домов, говорят Писцовые книги города тех лет, были каменщики, кирпичники, опричники, а также пушкарь и домерщик (мастер по изготовлению музыкальных инструментов).

 

Прекрепкая стена

Жила слобода полнокровной трудовой жизнью — значит, нуждалась в постоянном церковном благословении. После Смутного времени самой большой — и самой массовой — бедой русской жизни были пожары, и они становились тем опустошительнее, чем быстрее разрастался город. Конечно, с огнем боролись как могли, но могли тогда не так уж много: поливали огонь водой из ведер и бочек, растаскивали горящие здания баграми… Куда идти за спасением, как не к Пресвятой Богородице, Защитнице рода человеческого? В прошении архиепископу Гавриилу благословить строительство каменной холодной церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» вологжане писали о своей надежде на заступничество Пречистой как на «прекрепкую стену и забрало». Храм выстроили под одной крышей с соседним — Покрова на Козлене, где служили зимой. В 1710 году храм освятили. Горожане подписали обязательство (общественный приговор), что «создали церковь, дабы град сей, и все, в нем обитающие людие, и домы их…, хранимы были от всяких наветов и зол наипаче же от внезапного грех ради бывающего огненного запаления… и всяких бедств». Город обязался «ежегодно и всегда впредь давать масло деревянное (оливковое) для лампад» перед храмовыми иконами «Покров Пресвятой Богородицы» и «Неопалимая Купина».

 

Не тюрьма, так казарма

Поражающая своей чеканностью и четкостью юридическая формулировка «всегда впредь!» действовала ровно до того времени, пока советская власть не начала борьбу с Православной Церковью. 30 января 1930 года козленский храм закрыли, чтобы разместить в нем пересыльную тюрьму для раскулаченных. В церкви устроили нары в несколько ярусов. Наверное, первые надписи на фресках оставили здесь несчастные страдальцы, обреченные на неволю (а большинство — на скорую кончину).

К концу 1930-х годов узников перевели в концлагеря. Бывший храм на Козлене использовали как склад, зеркальную мастерскую…

После Великой Отечественной несколько десятилетий здесь размещался призывной пункт областного военкомата. Вот когда можно было сказать, что в Покровском храме на Козлене побывал каждый юноша Вологодской области — за редким исключением. Только не в храме же их держали — в казарме.

Разумеется, каждый из призывников прекрасно понимал, где их держат те два-три дня, пока не отправят к месту постоянной воинской службы. Может быть, кому-то и молитовки на ум приходили, как знать, — Господь милостив. Но если и удавалось кому-то «Отче наш» прочитать, то украдкой, шепотком… Да и мало кто знал эти божественные глаголы. И уж никто не выцарапывал их на храмовых росписях — а храм, между прочем, в первой половине XVIII века расписан. 

В 1981 году призывной пункт перевели в специально построенное здание. Бывшая церковь несколько лет пустовала, стремительно разрушаясь без хозяйского присмотра, и в 1985-м здание передали Управлению культуры Вологодской области. И опять не для того, чтобы вернуть церкви: были планы устроить здесь филиал областного музея. Но прежде нужна была реставрация…

 

Своими руками

К тому времени общественный климат значительно изменился. С каждым годом крепло Общество охраны памятников истории и культуры, объединявшее тех, кто понимал: история Отечества не с нас началась, и чтобы она с нами не закончилась, нужно стараться сохранить то, что сохранилось. Были такие люди и в Вологде, и прежде всего, среди молодых писателей, художников и журналистов. По предложению редактора областной газеты «Вологодский комсомолец» поэта Владимира Кудрявцева было создано движение добровольных помощников реставраторов, а начальник областной реставрационной мастерской Александр Бобров его поддержал. Среди тех, кто трудился на Козлёне, — художник Валерий Страхов, поэтесса Лариса Мокшева, прозаики Владимир Шириков и Роберт Балакшин, журналисты Андрей Смолин и Юрий Мацнев…

Молодые писатели и журналисты, инженеры и медики, художники каждую субботу разбирали перекрытия, выносили мусор… Прозаик Роберт Балакшин большой кувалдой разбивал заложенный кирпичом арочный проем между теплым и холодным храмом — эти удары по кирпичной кладке и были слышны на улице возле храма.

— 1 августа 1987 года, —  вспоминал Роберт Александрович, — состоялся последний субботник. Помощь реставраторам продолжили оказывать на Никольском храме во Владычной слободе…

Трудились помощники реставраторов чуть больше года, но за это время изменился не только вид храма — труд во благо Церкви помог измениться душам людским. Кому-то эти субботники помогли прийти к Церкви — например, тогдашнему школьнику Дмитрию Воздвиженскому: он принял монашество, сейчас — игумен Спасо-Каменного монастыря на островке в Кубенском озере.

Постепенно пришел к вере и Роберт Балакшин, одна из его книг посвящена истории и современной жизни козленского храма. В марте нынешнего года Роберт Александрович скончался после тяжелой и продолжительной болезни. Помолитесь об упокоении души раба Божия Романа (это имя писатель получил при Крещении), дорогие читатели!

 

Тридцать лет возрождения

В 1991 году храм Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене стал одним из первых в городе, возвращенных Церкви. И первая Литургия была здесь совершена на Пасху 1992 года — 26 апреля, без малого 30 лет назад.

Первым настоятелем стал протоиерей Григорий Цебрук. Позднее пришел протоиерей Александр Кульчинский. Покровский храм украсили росписи работы вологодского иконописца Александра Демидова. Изыскиваются возможности реставрации древних фресок в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» — XVII века, между прочим. Много лет здесь работают библиотека, воскресная школа: педагоги водят ребят на экскурсии, различные занятия с ними проводят.

Общественный приговор вологжан с общиной храма о содержании Неопалимовской церкви городские власти не вспоминают, а вот приход свои молитвенные обязательства помнит и свято чтит. Формы этой работы обновились, а суть-то — прежняя. Нынешний настоятель прихода иерей Вячеслав Тюнев ежегодно совершает богослужения в день празднества в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» — в этот день, 17 сентября, сотрудники Государственной противопожарной службы России отмечают свой профессиональный праздник. Регулярно участвует настоятель козленского храма и в торжественном провозглашении клятвы первокурсников Вологодского промышленно-технологического техникума, которые обучаются по направлениям «Пожарная безопасность», а также «Кинология» и «Правоохранительная деятельность». В нынешнем году отец Вячеслав в своем выступлении отметил:

— Служение Родине всегда требует преданности, как и служение Богу. И лучшие человеческие качества, которые нужно воспитать в себе, давно указаны Богом человеку в Его святых заповедях.

Андрей САЛЬНИКОВ