Пасхальные обычаи: Праздник длиной в сорок дней

Да-да, именно столько Святая Церковь чествует Воскресение Христово – в память сорокадневного пребывания Сына Божьего на земле.
«Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!» – приветствуем мы друг друга в течение сорока дней, до самого «отдания Пасхи» накануне праздника Вознесения (в нынешнем году – 13 июня). А ведь ни одно христианское торжество не празднуется Церковью более четырнадцати дней. «Пасха возвышается над другими праздниками, как Солнце над звездами», – напоминает нам святой Григорий Богослов.

Первая седмица после Пасхи (6 – 11 мая) называется Светлой, или Пасхальной. Вся Светлая – словно затянувшееся празднование первого дня Пасхи. Каждый день совершаются те же пасхальные богослужения, только крестный ход переносится на конец Литургии. Все Светлую седмицу Царские и боковые врата в алтаре не закрываются круглые сутки – этим символическим жестом Церковь зримо напоминает о Царствии Небесном, открытом для всех нас Воскресшим Христом.

На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. В это время не совершается браковенчание. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Это время в Церкви преисполнено льющейся через край радостью о Воскресении Спасителя, о восстановлении нас, людей, в своем достоинстве. Это радость Адама о возвращенном Рае.

На Светлой седмице каждый прихожанин может подняться на колокольню и радостно звонить, как говорится, во все колокола. Именно в эти дни в полноте становятся ясны слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите».

На Светлой христиане дарят друг другу красные яйца – замечательный символ скрытой жизни, победоносно сокрушающей мертвенную скорлупу гроба. «Жизнь человека в теле, – говорит святитель Филарет (Дроздов), – это начинающаяся жизнь птенца в яйце, которому по сокрушению скорлупы открывается высший и обширнейший круг жизни. Нужно только, чтобы зародыш небесной жизни в человеке был объят, проникнут и возбужден Животворящей силой Крови Христовой!»

Еще один обычай празднования Пасхи – вынесение артоса. В переводе с греческого «артос» означает просто «хлеб». У нас так называется высокий хлеб на закваске, напоминающий большую просфору, с изображением Креста или Воскресения Христова. Артос освящается сразу по окончании пасхальной Литургии, после чего он полагается на аналое у Царских врат рядом с образом Воскресения Христова, где пребывает в течение всей Светлой седмицы. После Литургии Светлой субботы артос «раздробляют» (режут на мелкие части) и раздают всем молящимся в храме: так символически напоминают пять хлебов, которыми Христос чудесно накормил множество народа. Есть его полагается натощак и — в особых случаях, например, в болезни.

Артос напоминает нам о таинственном пребывании с нами воскресшего Сына Божия, ставшего истинным «Хлебом жизни» (Ин 6:35). Тот же смысл имеет и выпекаемый верующими пасхальный кулич («домашний Артос»), долго украшающий наши праздничные столы.

Андрей Сальников

Фото: Алексей Колосов