Пасха священная нам днесь показася…

В ночь c 15 на 16 апреля 2023 года, в праздник Воскресения Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Пасхальные богослужения – полунощницу, крестный ход, Пасхальную заутреню и Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста в Воскресенском кафедральном соборе областной столицы.

Правящему архиерею сослужили: настоятель Воскресенского кафедрального собора протоиерей Андрей Смирнов, ключарь собора иерей Сергий Зяблицкий, руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев, клирик собора иерей Артемий Денискин.

Служение диаконского чина совершили протодиакон Сергий Белоусовдиакон Антоний Зажигин и диакон Георгий Хоботов.

Праздничные песнопения исполнил Архиерейский хор Воскресенского кафедрального собора под управлением регента Анны Павловны Бурдиной.

На богослужении присутствовали: депутат Государственной Думы Российской Федерации Валентина Николаевна Артамонова; заместитель Губернатора области Лариса Владимировна Каманина; заместитель Губернатора области, начальник Департамента внутренней политики Правительства области Евгений Артемович Богомазов; начальник Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Александрович Осиповский; заместителя мэра Вологды Николай Михайлович Колыгин; заместитель прокурора Вологодской области Игорь Викторович Даниленко;  ректор Вологодского государственного университета Вячеслав Викторович Приятелев.

Перед началом Пасхального богослужения соборным духовенством была совершена полунощница перед плащаницей Спасителя, по окончании которой она была внесена в алтарь и положена на престоле.

В полночь, под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» началось шествие крестного хода, которое символизирует шествие Жен Мироносиц ко гробу Спасителя. Крестный ход остановился у входа в храм, тем самым было положено начало пасхальной заутрене, здесь впервые прозвучал тропарь «Христос Воскресе из мертвых», а также возгласы «Христос Воскресе!» и «Воистину Воскресе!».

Владыка Савва отворил двери храма, все зашли внутрь, чтобы совершить праздничную службу.

По традиции после пения пасхального канона в алтаре архиерей и духовенство сменили белые облачения на торжественные красные.

За Пасхальной заутреней митрополит Савва прочитал Слово огласительное святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху.

На Литургии было прочитано Пасхальное Евангелие от Иоанна (Ин. 1.1-17). Оно начинается величественным вступлением, в котором говорится о том, как Единородный Сын Божий открылся в мир. Слово, Которое было в начале у Бога и Само было Бог и чрез Которое был сотворен мир, было жизнью и светом для людей и тьма не могла погасить этот свет. 

Иоанн Предтеча был послан от Бога, чтобы свидетельствовать о Слове как об истинном свете, но когда Слово явилось к своим, свои Его не приняли. Нашлось, впрочем, немного таких, какие приняли Слово, и вот этим людям была дана Словом власть стать чадами Божиими.

Слово стало плотью в Иисусе Христе и обитало с людьми, которые видели Его величие как Единородного от Отца, полного благодати и истины, так что верующие в Него получили от Него в изобилии благодать. Чрез Него, Который выше Иоанна Крестителя и законодателя Моисея, возвещена благодать и истина невидимого Бога.

Евангельское повествование было прочитано митрополитом Саввой и сослужащим ему духовенством на восьми языках: древнееврейском греческом, английском, итальянском, латинском, немецком, марийском, церковнославянском и русском языках.
Эта традиция подчеркивает,  что проповедь Христова обращена ко всем народам.

По запричастном стихе иерей Сергий  Зяблицкий огласил Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Многочисленные верующие причастились святых Животворящих Тела и Крови Господних.

После заамвонной молитвы владыка освятил артос. Этот особый пасхальный хлеб полагается в храме, как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

По окончании богослужения митрополит Савва поздравил верующих с Пасхой Христовой.

***

Светлое Христово Воскресение Святая Церковь называет величайшим из своих праздников, по своему значению превосходящим и двунадесятые, и великие праздники. Святитель Григорий Богослов писал о Пасхе: «Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; настолько превосходит все торжества, не только человеческие и земные, но даже Христовы и для Христа совершаемые, насколько солнце превосходит звезды».

Название величайшего праздника обычно связывают с еврейским словом «песах» и арамейским «пасха», что означает «перешагнуть» или «перейти», «пройти мимо». Тем самым вспоминается, как перед исходом из Египта евреи по Божиему произволению избежали истребления всех своих первенцев: косяки дверей домов, где жили имевшие первенцев семьи, были помечены кровью ягнят, и губитель прошел мимо этих домов. В память о чудесном избавлении от страшного бедствия евреи ежегодно устраивали трапезу, украшением которой был особым образом приготовленный ягненок — пасхальный агнец, ставший символом жертвенности.

По учению Церкви, пасхальный агнец евреев — прообраз Иисуса Христа: в Священном Писании Спаситель называется агнцем Божьим, агнцем пасхальным.
Христиане не празднуют Пасху раньше еврейского праздника Песах. Кроме того, день Пасхи обязательно должен выпадать на воскресенье – вот причины того, что он зависит от лунного календаря и является переходящим. Все другие праздники, связанные со Светлым Христовым Воскресением (Вход Господень в Иерусалим, день Жен Мироносиц, Вознесение Господне, Троица), а также начало Великого поста, также ежегодно меняют своё место в церковном календаре.

Впрочем, календарное непостоянство никак не влияет на отношение прихожан православных храмов к величайшему христианскому празднику.
«Земля куда-то исчезла – стоишь не на ней, а как бы на синих небесах. А люди? Где они? Все превратились в ликующие пасхальные свечи! И вот, огромное, чего охватить не мог вначале, – свершилось! Запели «Христос воскресе из мертвых»… Так описывает русский православный писатель середины XX века Василий Никифоров-Волгин, что он чувствовал мальчишкой за Пасхальной Литургией.

Благочестивое ликование охватывает христиан и прежних веков и нынешнего времени. «Не бывает, дорогие мои, радости светлее, чем наша пасхальная радость, — считал старец нашего времени архимандрит Иоанн Крестьянкин. — Ибо мы радуемся тому, что в Воскресении открылась наша вечная жизнь. Наша радость пасхальная — это радость о преображении (изменении) всей нашей жизни в жизнь нетленную, в стремлении нашем к неумирающему добру, к нетленной красоте».

Фото: Олег Зажигин