Пасха Светлая. Воскресение главного храма Северной Фиваиды

Беседа с иереем Сергием Зяблицким, ключарем Воскресенского кафедрального собора

***

В нынешнем году исполнится семь лет, как Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 15 октября 2014 года подписал Указ о присвоении Софийскому Успенскому собору Вологодского кремля статуса кафедрального собора.

В конце 2014 года начался процесс передачи Вологодской епархии Воскресенского собора, где с 1953 года размещалась областная картинная галерея.

Первое богослужение в Воскресенском соборе состоялось 4 декабря 2016 года, перед началом богослужения в собор была перенесена рака с мощами святителя Антония, епископа Вологодского.

21 августа 2017 года в Воскресенском соборе начались ремонтно-реставрационные работы, которые закончились в верхнем храме к великому освящению храма. Работы в нижнем храме собора реставраторы планируют завершить в текущем году.

Пасхальные богослужения в нынешнем году пройдут в Софийском соборе. 1 мая в 23:30 — полунощница; в 00:00 — крестный ход; затем Пасхальная заутреня; Божественная Литургия. В 9:00 — поздняя Литургия.

***

Начало новой эпохи жизни собора

0zUAI5veDQM— Расскажите, батюшка, о главных событиях жизни собора в минувшем году.

— Великое освящение верхнего храма Воскресенского кафедрального собора, совершенное 4 октября прошлого года, стало началом отсчета новой эпохи в жизни главного храма Вологодской епархии.

— Звучит очень торжественно..

— Так и событие не просто очень важное — знаменательное. Судите сами: Воскресенский собор чуть не сто лет находился в безбожном плену — в доме Божием молитвы не звучали… Храм использовался то как продуктовый склад, то как военная база, общежитие, картинная галерея… Одно время в нижнем храме собора базировался мотострелковый клуб. На мотоциклах, рассказывали мне старожилы, прямо в храм заезжали! Хорошо еще, не удалось выполнить задуманную кардинальную перестройку здания под клуб стройтреста. Наметили сделать новый парадный вход со стороны алтаря, но не решились — в стенах появились трещины… В то время здесь размещалось общежитие стройтреста, и жильцы, на которых стала сыпаться побелка, находиться в аварийном здании не пожелали.

Процесс возвращения храма шел непросто. Мы скитались как израильский народ: то в верхнем храме послужим, то в нижнем, то в Софийском соборе… Тут месяц, там два, тут теснота, там разруха… Зато теперь мы постарались возобновить собор в его историческом виде, таким, каким он был до революции.

— Как я понимаю, Вологодский кафедральный собор включает в себя комплекс храмов: Софийский собор и Воскресенский собор, а также соборную колокольню. Но прежде всего, это большой приход. Как строится его жизнь?

— Особенностей у нашего прихода немало. Главная из них — собор является местом служения управляющего епархией, митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы. Здесь владыка совершает богослужения, произносит проповеди, здесь собирается духовенство на большие праздники для соборного служения… К нам приходят самые разные люди, и мы рады видеть всех.

Семинарский храм: здесь учат и учатся

— Отец Сергий, Воскресенский собор — храм особенный: это ведь и семинарский храм. Как это отражается на храмовой жизни?

— В нашем храме студенты Вологодской духовной семинарии молятся, учатся в храмовом пространстве служить Богу, прислуживать при богослужении, помогают по хозяйству. Настоятель собора — протоиерей Алексий Ольховников — является и ректором духовной семинарии. Кроме того, все священники собора — выпускники Вологодской семинарии. Есть в этом и воспитательный момент — нынешние студенты видят, кем становятся выпускники в результате духовного и образовательного роста.

— У вас ведь служат в основном молодые священники?

— Да, клир у нас довольно молодой, и это, по-моему, неплохо. Молодые священники — люди импульсивные, всегда готовы откликнуться, если к ним обратятся с вопросом или попросят приехать домой к больному человеку. Мы ведь получаем образование не для самоутверждения, не для какого-то карьерного роста. Образование помогает священнику разговаривать с людьми не только канонически правильно, но и красиво, без каких-то речевых ошибок. Мы ведь принимаем священный сан, чтобы людей приводить своим словом ко Христу, чтобы они находили в этом слове и утешение, и радование, и успокоение…. Священник обращается к людям не только с амвона, когда проповедь произносит, или на огласительных беседах перед таинством Крещения. Мы должны быть открыты для разговора о вере, и нужно учиться говорить убедительно, точно и понятно.

— Многие молодые люди увлекаются Интернетом, «сидят» в социальных сетях. Священники — не исключение?

— Знаете, святые отцы говорят, что любое человеческое изобретение можно использовать и во благо, и во вред — это зависит от человека. Сейчас православная проповедь в Интернете — не редкость, а самая обыденная реальность. Есть свои сайты и странички в соцсетях у многих церковных структур, как и у большинства священнослужителей. Наш митрополит Савва, например, ежедневно выходит с проповедью в Инстаграме, устраивает прямые эфиры в Ютьюбе…

— Священники стараются не отставать от архиерея?

— Мы следуем примеру владыки Саввы. У каждого из нас есть странички в социальных сетях. Слово Божие несем ко всем, кто пожелает услышать.

Просвещение для взрослых

— При Воскресенском соборе, как я слышал, есть просветительские курсы. В их работе участвуют семинаристы?

— Точнее сказать — духовно-просветительский центр для взрослых. Он действует в нашем приходе несколько лет, но семинаристы в его работе не участвуют: лекторов мы приглашаем либо с ученой степенью, либо с большим опытом преподавания.

— И какие предметы преподают в Центре?

— Центр ведет работу с нашими прихожанами, которые заинтересованы в изучении основ вероучения, литургики, Священного Писания Ветхого и Нового заветов. Немало желающих углубить знание церковнославянского языка — не все могут понять, что поется и читается при богослужении.

Правда, пандемия не дала нам возможности вести занятия в предыдущем году, но в текущем году мы наберем группу прихожан порядка 30-40 человек. Люди ждут занятий, чуть ли не каждый день спрашивают, когда они начнутся. Но если раньше лекции читали в одном из помещений приходского храма Покрова на Торгу — он совсем рядом с нашим собором — то вскоре Центр, надеюсь, обзаведется собственным помещением. В нижнем храме кафедрального собора заложен объем пространства для учебных аудиторий. Оборудуем класс, где можно будет использовать самые современные технологии, проекторами, мониторами, стереосистемами. Это все планировалось в самом начале ремонтно-реставрационных работ.

Мы собираем свою команду, в которой не только специалисты высококлассные, но и люди отзывчивые, готовые разъяснить что-то дополнительно. В наших планах проведение спецкурсов — например, по истории Вологодской епархии.

— Отец Сергий, давайте вернемся в наше время. История – это фундамент, на котором базируется нынешняя жизнь собора…

— Мы не можем без знания истории быть полноценными продолжателями деятельности Русской Церкви, быть преемниками тех, кто создал и укрепил нашу великую державу. Еще один наш проект на ближайшую перспективу связан с историей, с которой мы намерены знакомить наших прихожан. Есть намерение собрать артефакты, которые нашли в ходе реставрации собора, и оборудовать церковно-исторический кабинет. В нижнем храме у нас есть довольно просторное помещение, где можно выстроить экспозицию, поставить витрины, где все исторические находки можно наглядно показать; посетители смогут увидеть, как наш собор строился, как возрождался. Это было бы интересно нашим прихожанам и приезжим тоже. К нам приезжают паломники из различных епархий Русской Православной Церкви, и всем интересна наша история, ведь Вологодчина связана со многими важными событиями в Российской истории.

Кто поет, кто рисует — и все молятся

— Паломники не только древности разглядывать приезжают, но и помолиться на богослужениях. Мне говорили, что многие с восхищением отзываются о хоре собора…

— Да, хор у нас прекрасный. Руководит им опытный регент Анна Павловна Бурдина, подобран прекрасный состав голосов. Богослужения всегда проходят торжественно, празднично. Архиерейский хор Воскресенского кафедрального собора — это, можно сказать, наше достояние. Люди приходят в наш храм, чтобы послушать дивные голоса певчих. После службы я вижу, как прихожане остаются послушать репетицию хора, — это же ярко говорит об уровне пения. Некоторые записи богослужебных песнопений в исполнении нашего хора можно найти в Интернете. А совсем недавно мы отправили записи на конкурс Архиерейских хоров, который проводится в Москве. Выезд хора в столицу не планируется, жюри определит победителя по записям.

— Не раз я бывал на службе в соборе, и очень меня порадовало, что у вас много прихожан с детьми. Но ведь дети в храме — это не только радость — вот-де маленькие христиане подрастают, но и заботы: маленькие эти христиане порой не совсем по-христиански себя ведут, мешают молиться…

— Вы правы: дети на службе — это и общая радость, и общая забота. Надеюсь, мы сможем воплотить одну мою идею: сделать в нижнем храме детскую комнату для малышей. Кстати, хозяйственный блок там уже готов, в нем и санузлы есть. Будут комнаты, где молодые мамы могут оставить своих малышей под присмотром православного человека. Пусть, пока мама молится, дети рисуют, играют, а потом их и на причастие могут проводить. Пока у нас в храме организовано так: стоит маленький столик, вокруг него — несколько стульчиков, на которых дети могут присесть, порисовать. Захотят — могут и пойти помолиться, вокруг подсвечников покрутиться, а потом, если устанут, снова к столику, за рисование. Дети, я считаю, должны к храму привыкать, это должна быть комфортная для них среда.

— Наверное, это — не единственная Ваша идея…

— Конечно, идей много, и не только, разумеется, у меня. Буквально вчера подошла ко мне женщина. «Я, — говорит, — знаю язык жестов, хотела бы по праздниками вести сурдоперевод для тех верующих, которые плохо слышат».

Вот и с организацией музейного дела нам уже предложили помощь, есть человек, который этим займется. Люди нередко проявляют инициативу, сами предлагают нам — мы можем это сделать, вы только помогайте направить вектор движения в правильном направлении…

Приход церковный — это не то место, куда можно прийти отдохнуть, морально освободиться от забот на какое-то время….. Приход — место, где все друг с другом сплочены, знают жизненные сложности и радости друг друга и всегда готовы разделить и то, и другое. Часто вижу, как наши прихожане после службы провожают друг друга до автобуса, а то и заходят в кафе посидеть, поговорить… Приход — это живая семья, которая помогает в церковном служении.

Различные направления приходской деятельности рождаются постоянно, если люди не только обращаются к священнику за помощью — духовной, психологической, финансовой, наконец…. Жизнь прихода становится разнообразной, когда прихожане отдают друг другу свои силы, свои знания, умения — кто что может.

Беседу вел Андрей Сальников

Фотографии из архива прихода Воскресенского кафедрального собора.