Память. Мостик над пропастью времени

Память. Мостик над пропастью времени

 

За неделю до Троицкой родительской субботы, 12 июня, состоялся один из этапов православной экспедиции «Вожегодский лагпункт — наша память 2021». По благословению митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы руководил экспедицией благочинный Харовского округа протоиерей Анатолий Савчук, осуществляющий церковное окормление этого памятного места. Необходимо отметить, что отец Анатолий является настоятелем храма преподобного Серафима Саровского, при котором создается приходской музей новомучеников и исповедников Вологодской земли.

 

Что же заинтересовало паломников в таежной глуши на границе Вологодской и Архангельской областей? Здесь находился один из участков  Явенгского (Вожегодского) лагпункта.

Исследованию истории Явенгского (Вожегодского) лагпункта посвятили свои работы школьники-краеведы из Явенги под руководством учительницы Людмилы Ювенальевны Кратировой, исследующие историю своего края и Вожегодского лагеря. В эти края до войны направляли спецпереселенцев из южных областей страны и Украины. С началом войны к спецпоселениям добавился еще и концлагерь.

Вологодский лагерь НКВД, расположенный на 155-м километре железной дороги Вологда – Архангельск (станция Явенга), был сформирован в срочном порядке уже на второй день войны – 23 июня 1941 года — в расчете на 2000 человек. На 15 июля в лагере содержалось около 300 немецких солдат и офицеров, преимущественно летчиков и парашютистов. Кроме немцев, было 79 финнов и 7 шведов.

Однако лагерь для военнопленных немцев просуществовал в Явенге совсем недолго. По ряду причин уже 15 августа 1941 года был подписан приказ о его расформировании. Но история лагеря на этом не закончилась.

Вскоре появился «Приказ № 7 начальника управления НКВД по Вологодской области от 29 октября 1941 года» об организации в Вожегодском районе на территории бывшего лагеря военнопленных отдельного лагерного пункта для приема заключенных больных и инвалидов, прибывающих из Белбалтлага.

Среди узников Беломорканала, попавших в Вожегодский лагерь, были и пострадавшие за веру. О судьбе их очень выразительно написано в книге Н.А. Беловой «Региональные аспекты пенитенциарной системы России (на материалах Вологодского края): курс лекций»: «Для размещения нетрудоспособных заключенных, поступавших из ИТЛ прифронтовой полосы, на основании приказа областного УНКВД от 29 октября 1941 г. № 07 был организован Вожегодский лагерный пункт (его центральный участок находился в поселке Явенга Вожегодского района, поэтому в документах он часто именовался Явенгским ОЛП). Уже с ноября туда стали поступать этапы заключенных из Беломорско-Балтийского ИТЛ. Они были сильно истощены, многие болели пеллагрой, цингой и туберкулезом. Большую их часть не могли спасти ни усиленное питание, ни лекарства. Свой последний приют эти заключенные нашли на кладбищах лазаретов № 1 участка «8-й квартал» и № 2 участка «13-й квартал». Хоронили их, согласно актам погребения, в нательном белье и с фамильными досками на груди».

Вначале лагерный пункт был Явенгским — по названию ближайшей к этому месту скорби железнодорожной станции, однако позднее ОЛП (особый лагерный пункт) стал именоватьсяВожегодским — как и район, в котором находился. Оба названия весьма условны — лагерь-то в самой что ни на есть лесной глуши.

Выехали паломники из Харовска на автомобилях, но насколько место лагеря близко к этому городу — судите сами: добираться пришлось больше пяти часов, хотя расстояние всего 120 километров.Тормозил путников груз — нужно было доставить приготовленные харовским мастером Николаем Полковым детали беседки-часовни,  чтобы собрать её на месте. Вначале ехали по шоссе, потом свернули на лесовозную дорогу, идущую по старым делянкам, а когда путь стал для машин совсем непроезжим, выручил трактор с тележкой. Полтора последних километра шли пешком.

В экспедиции участвовали 32 человека. Приехали гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Вологды, Ярославля, Череповца; более половины числа участников составила возглавляемая Николаем Полковым группа строителей будущего места для молитвы, они приехали из Харовска и Вожегодского района.

Люди разного возраста — юные разведчики (скауты) из Череповца под руководством Александра и Светланы Поцелуевых вместе с семейной парой краеведов-туристов почтенного возраста Мануйловых; иеромонах Дионисий (Осипов) и  представители добровольческого объединения молодежи «РеставросЪ»; преподаватель Вожегодской воскресной школы, жительница  поселка Кадниковского Наталья Николаевна Пулина. Доставку материалов и участников экспедиции на тракторе  обеспечил местный житель Николай Георгиевич Прыгин.

После совершения панихиды все принялись за работу: все, кто умеют и могут держать в руках топоры и молотки, трудились на возведении часовни; младшие скауты помогали Светлане Поцелуевой готовить обед. Валерий Васильевич Мануйлов составил план расположения оставшихся объектов лагеря.

— На территории очень много ям разной формы и глубины, — вспоминает череповецкий краевед, участница экспедиции Ольга Михайловна Мануйлова. — Некоторые из них явно когда-то были землянками. Видны места, где были расположены колодцы. Остался фрагмент стены одного из сооружений. Нашли куски колючей проволоки, которая была, очевидно, протянута по периметру лагеря. Валяются в нескольких местах погнутые железные кровати, а также огромные котлы — похоже, они служили для приготовления пищи.

Ольга Михайловна привезла выставку материалов «Верую», рассказывающую  о новомучениках и о том, как православные сохраняли веру в советское время.  Юные разведчики показали для всех литературную композицию о лагере, о тяжких годах войны, о судьбах заключенных в трудовых лагерях.

Но это всё — уже после того, как с Божьей помощью закончили сборку беседки — часовни и прочитали благодарственную молитву на завершение доброго дела.

По древнему православному обычаю беседку — часовню поставили «об един день». И то, что она не совсем традиционно выглядит, не мешает ей стать местом молитвы, где можно и от дождя укрыться — не всегда же здесь такая солнечная стоит погода, как в этот день! Идёт процесс заключения договора с Департаментом лесного комплекса Вологодской области о передаче лесного участка, где располагался Вожегодский лагпункт, в пользование Церкви. Все согласовано, осталось только получить кадастровый номер лесного участка.

— Известна судьба учительницы Валентины Николаевны Троицкой из Вышнего Волочка, дочери священника, — рассказывает Ольга Михайловна Мануйлова. — Первые три года заключения она пробыла в Балахнинском лагере за «антисоветскую деятельность под видом церковной службы». Второй раз была арестована в октябре 1941 года. Из опубликованных протоколов допросов мы узнаем, что она не предала себя и других, на вопросы, которые «против совести», отвечать отказывалась. На допросе она заявила: «Я готова идти даже на смерть, но пусть я пострадаю одна, а никого не выдам». Закончила свой жизненный путь Валентина Николаевна в 1942 году в Вожегодском лагпункте — об этом говорят материалы, собранные прихожанами вышневолоцкого Богоявленского собора Тверской митрополии. Но Валентина Николаевна — не единственная из православных, кто принял кончину в здешних местах заключения.

В феврале того же 1942 года в лагерном пункте скончался митрофорный протоиерей ФеодорПопельницкий. Родился он в 1880 году, окончил Одесскую духовную семинарию, служил на приходах Николаевской области до 28 июля 1937 года — в этот день его арестовали. Месяца не прошло, как в день Преображения Господня тройкой НКВД по Одесской области отец Феодор был осужден на 10 лет лагерей. Направили на строительство Беломоро-Балтийского канала, с началом войны поток эвакуированных подальше от линии фронта заключенных занес его в Вожегодский лагпункт.

Отец Феодор скончался 16 февраля 1942 года в Вожегодском лагпункте. Господь дал ему встретить праздник Сретения и на следующий день призвал к Себе. 17 февраля похоронили.

Ярославский врач Олег Семенович Попельницкий знал с детства, что его дед был священником, но тема эта была под запретом в семье. Уже будучи пожилым, он узнал, что дед умер в лагере. У них дома хранится старинная фотография: дедушка-священник Феодор вместе с бабушкой Марией Александровной и детьми. Олег Семёнович живет в Ярославле, много лет работал терапевтом, в 2016 году — ему уже было почти 77 — ушёл на пенсию. Верующий, церковный человек. Когда ему исполнилось 60 лет, в 1999 году, приезжал искать место погребения деда — в ЗАГСе ему выдали справку с указанием, что Федор Иванович Попельницкий скончался в Вожегодском ОЛП. Но где находился этот лагерь, никто не знал.

Как рассказывал Олег Семенович, ему объяснили: лагерных пунктов было несколько, и располагались они вокруг Вожеги на разном расстоянии. Кто-то посоветовал обратиться к Семёну Николаевичу Архипову из Явенги: именно он вывозил в 1975 году последних заключённых из Вожегодского ОЛП в Явенгу, их уже освободили к этому времени. После этого пункт закрыли. Не удалось увидеться: приехал внук священника на станцию, спрашивает, где найти Архипова, — да вот он, говорят, в вагоне пригородного поезда сидит, который сейчас в Коношу пойдет. Так и разъехались в разные стороны.

Конечно, память о безвинно погибшем деде — священнике Олега Семеновича не оставляла. Но надежду побывать в этом святом и скорбном месте он уже почти потерял. И вот включил 29 мая нынешнего года телеканал «Союз» — и услышал знакомые слова, заставившие его вздрогнуть: «Вожегодский ОЛП…». Это был видеорепортаж об установке поклонного креста на месте лагпункта в прошлом году. Конечно, узнав о намеченной экспедиции на место бывшего Вожегодского лагпункта, Олег Семенович, несмотря на солидный возраст, решил поехать поклониться месту скорби и памяти.

В поездке его сопровождали сын Владимир и внучка Маша — правнук и праправнучка отца Феодора. Так строительство беседки — часовни 12 июня стало для потомков священника Попельницкого мостиком, который Господь перекинул над пропастью времени.

Когда Олега Семеновича спросили, что он чувствует здесь, на месте, где его дед перенес немало страданий, он мог сказать всего два слова:

— Я пришел только поклониться…

Поклонный крест стоит на границе 8-го квартала, где похоронен священник Феодор Попельницкий.

Светлана Поцелуева сравнила свои ощущения с теми чувствами, которые испытывала во время установки поклонного креста на этом месте:

— В августе прошлого года, когда только нашли место лагеря, ярче всего чувствовались удрученность, обида, стыд, растерянность. Но при этом была твёрдая уверенность, что мы участвуем в деле чрезвычайной важности: восстановление памяти невинно пострадавших, отвергнутых своей страной, — то, без чего нельзя называться человеком. По итогам первой экспедиции был установлен поклонный крест, здесь зазвучала молитва. Во время второй экспедиции было продолжено благоустройство территории: оборудовано место для молитвы, а тропа от лесовозной дороги к лагерю была отмечена указателями и повешенными вдоль нее на веревке георгиевскими ленточками. Всем паломникам передалось состояние спокойствия, упокоения, прощения, даже пасхальной радости. Уезжать не хотелось.

 

Андрей САЛЬНИКОВ

Фото Олега Зажигина и Павла Дементьева