О восстановлении древних вологодских икон

Иконы в  действующих храмах реставрируются, радуют прихожан и  помогают в укреплении веры.  

В основном, это иконы с особо почитаемыми,  известными и менее известными  святыми, с прекрасным исполнением древнерусской живописи ранних периодов и художественного   письма  XIX века, а также списков с чудотворных икон и  многим другим, что мы встречаем при посещении  Вологодских   храмов и монастырских комплексов.  

За последнее время значительное количество икон  из собраний действующих церквей Вологодской области:  Спасо-Прилуцкого монастыря, Воскресенского собора Вологды и Усть-Кубенского, Никольского храма  села Сизьма  реставрирует художник-реставратор высшей категории,  древлехранитель Вологодской епархии Ольга Александровна Соколова. 

«В этом году у реставратора юбилейная дата – 40 лет работы в реставрационной отрасли на объектах Вологодской земли. И это  удивительно, что реставратором уже отреставрировано более 300 икон. Все эти годы Ольга Соколова направляет  свои силы на  реставрацию монументальной живописи и  икон,  находит время курировать работу и заниматься реставрацией  на объектах культурного наследия Вологодского кремля,  храмов гг. Тотьмы, Великого Устюга, Ярославля, маленького города Беслана, Москвы» — так отзываются о работе реставратора  коллеги  Союза реставраторов.  

И в настоящее время реставратор посвящает свою работу не только иконам храмовых комплексов, но и  находит время обучать  практической реставрации волонтеров, желающих посвятить себя сохранению объектов культурного наследия. Основными помощниками в такой работе  являются  муж и сыновья-реставраторы. 

При этом, иконы  долгое время находящиеся в запасниках, имеют  разные виды разрушений, с множеством утрат, шелушений, растрескиваний основы, с изъеденностью жуком, с утратами шпонок, венчиков, очень нуждаются в реставрации. 

Ждут своего часа иконы и с интересной иконографией, простотой письма и свойственной им  непосредственностью изображений, кисти местных  мастеров, необычными иконографическими сюжетами,  приемами оформления: серебряными и гравированными окладами, фольгой, с обьемно-барочной резьбой киотов и многим другим. 

После реставрации  иконы возвращаются в храмы. Некоторые из них:

Икона  «Архангел Михаил», XIX в. выявлена в верхнем храме Николаевской церкви Устья. Согласно истории, образ  архангела Михаила, грозных сил воевод, один из образов восходящий к важнейшим произведениям ранней истории, получивший широкое распространение в живописи.  На данной иконе,  образ Архангела Михаила —  архистратига, главы и  покровителя святого всего небесного воинства, юноша, облаченный в золоченые доспехи, с огромными  крыльями, в руках  огненный меч и щит.  Казалось бы обычное изображение, хотя икона имеет профессиональное письмо, в котором отмечается красивая колористическая гамма, соблюдение технологии письма  в личном, что в целом  передает строгий образ воина, готового на защиту. Святой Михаил является одним из архангелов  высшим созданием Бога, имеющим собственное имя, волю и сверхъестественные способности. «Кто как Бог?» в переводе с иврита, означает имя Михаил. Великий образ  по своему содержанию и религиозному смыслу стоит выше всех в истории развития христианства. Его божественная сила воистину огромная.  

«Богоматерь Смоленская»,  XIX века — поступила из района,  ее выпиленные углы и закругленная  форма  указывают  на то, что икона могла размещаться в киоте. В изображении  присутствует смелое колористическое решение  —  ярко-красный  колорит,  в котором красочный слой однородный, ровный, с легким просвечиванием левкаса. Икону отличает прекрасное письмо, как в написании одежд, так и в личном. Санкирь оливковый, плотный; в составе которого  — жёлтая охра, однородная примесь угля, меньшая примесь киновари. Белильные движки на ликах едва отмечены, их фактура выражена слабо. Присутствует  яркая  подрумянка. У Младенца принцип выполнения подрумянки чуть интенсивнее. Опись черт личного красно-коричневая,  зрачки глаз нарисованы чёрным угольным колером. Клав и пояс Христа, а также чепец Марии и рукав её туники написаны натуральным ультрамарином, ассист твореным золотом. Основа иконы «Богоматерь Смоленская»  изготовлена из трех сосновых досок с хорошей обработкой, две шпонки. Грунт иконы меловой, живопись выполнена темперными красками на традиционном связующем. 

Смоленская Одигитрия является наиболее торжественным типом поясной Одигитрии. Богоматерь изображается слегка повернутой к Младенцу. Правую руку она держит перед грудью, левой поддерживает благословляющего Младенца. Голова Младенца изображена строго в фас. В его левой руке свернутый свиток. По церковному сказанию древнейшая Одигитрия была привезена на Русь из Византии в XI в. и с XII в. находилась в Успенском соборе г. Смоленска. Со временем, множество изображений нашли свое отражение  в искусстве православных храмов Русского Севера и данная икона является тому подтверждением. 

Крест Голгофа – «Распятие Иисуса Христа», так же является интересным памятником XIX века, деревянный, восьмиконечный, установлен в Голгофу. Основа креста: дерево,  сосновой породы, живопись: изображение Иисуса Христа распятого на кресте обнаженным телом, с прописью анатомических черт фигуры,  несколько удлиненного размера, в повязке, голова склонена вправо, глаза закрыты, в местах гвоздей — кровь, на голове терновый венец. Распятие с фрагментами металла (латунь) на нимбе и набедренной повязке. 

Как правило, сюжет Распятия располагается в иконостасе в расширенном чине праздников, в который включается Страстной цикл. В храмах, чаще представлено отдельно стоящее Распятие, в месте поминания усопших, как представленный  в данном исполнении.

«Святой Серафим Саровский» — икона  XIX века, изображение святого в рост,  в предстоянии  Божией Матери,  на берегу реки, с основанным монастырем, на орнаментированном, позолоченном  на полименте фоне, с дополнительными элементами раскраски цветом на полях.  Икона передает часто встречаемое изображение святого в монашеских одеждах, епитрахили, с четками в левой руке и  с изображением Саровской пустыни. Этот тип иконографии считается максимально каноничным, достаточно распространенный после канонизации святого в 1903 году. И в настоящее время иконописный образ можно встретить практически в каждом храме.

Прошла реставрацию и совсем маленькая икона, пядница, «Богоматерь с Младенцем», XVIII в. прекрасный образ, в стадии исследования, с необычным  изводом Умиления — когда левая рука Богоматери  не  держит Младенца, а располагается у левой щеки Богоматери. Согласно химического анализа пигментов и исследование под микроскопом, указывают на сложный состав пигмента на фоне с вкраплениями мелких кусочков смальты. И все это относит Образ к уникальным и указывает на высокое мастерство исполнителя.

В настоящее время у реставратора огромный фронт работы по восстановлению памятников древнерусской и монументальной живописи,  подготовки к выставке, чтобы в очередной раз  удивить  значимыми и уникальными произведениями северных мастеров.