Митрополит Савва завершил чтение покаянного канона Андрея Критского

21 марта 2024 года, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва завершил чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в Спасо-Прилуцком Димитриевом монастыре города Вологды.

Его Высокопреосвященству сослужил келарь монастыря иеромонах Иларион (Свиридов).

За богослужением молились исполняющий обязанности наместника Спасо-Прилуцкого монастыря иеромонах Ферапонт (Широков), братия святой обители, студенты семинарии, которые традиционно первую неделю Великого поста проводят за уставными богослужениями.

Богослужебные песнопения исполнил братский хор монастыря под управлением чтеца Артемия Коровина.

По окончании повечерия глава митрополии обратился к присутствующим с проповедью.

«Таинство Святой Евхаристии совершил Сам Господь Иисус Христос и, может быть, многие ученики Его и не знали, что это будет Великое Таинство, которое будут совершать на протяжении тысячелетий по всей Вселенной в воспоминание великого дня, на котором присутствовали Апостолы, Ученики Иисуса Христа.

Это, может, был обычный ужин, на котором шла обычная беседа. Всех удивляло, что Сам Христос омывал ноги ученикам, что Он говорил какие-то странные слова, упоминал о Своей Кончине и о предательстве. Они и не предполагали, что эти слова окажутся последними наставлениями, которые Христос сделал Апостолам.

Потом мы с вами увидим, что после этой Великой Тайной Вечери воспоминания об Ужине с Иисусом Христом совершались Апостолами и в дальнейшем. Они научали своих учеников и так же преломляли хлеб, благословляли чашу с вином, так же оставляли небольшую часть освященного хлеба во имя Христа Спасителя, их Божественного Учителя.

Всё это стало потом называться Божественной литургией, когда собиралась вся Церковь, и так же воспоминали Христа Спасителя, и так же возносили чашу с вином, но уже на гробах первохристиан-мучеников, в катакомбах, во время гонений, во тьме, во мгле, когда ничего еще и не было для совершения этого великого Таинства.

Но вот наступает время, благопотребное для Церкви Христовой, когда созидаются храмы, и Таинство Святой Евхаристии в воспоминание о Тайной Вечери совершается в благоукрашенных храмах. Перед этим заканчивается эпоха гонений на христиан, а спустя какое-то время они вновь возникали. Сквозь это время Таинство Святой Евхаристии дошло до современности. Практически каждый день, кроме времени Великого поста, когда не положено по уставу совершать Евхаристию, мы воспоминаем житие Христа Спасителя. Воспоминаем ту самую Тайную Вечерю и Его Рождество в Вифлеемской пещере, и Его шествие во святый град Иерусалим, и Вход в этот град. И ту самую заветную Тайную Вечерю мы воспоминаем практически каждую Литургию. И каждый из нас причащается Тела и Крови Господней по завету Христа Спасителя. И теперь, сквозь многие столетия, мы с вами воспоминаем это Таинство с особым упованием, видя его особое значение, по-особому к нему относясь. Каждый из нас, приступая к Таинству Святой Евхаристии, говеет; каждый старается исповедью очистить свою совесть – как уж у нас получается. Да, не всегда и не всем получается исправляться, но, тем не менее, значение этого Таинства Евхаристии для нас является непреходящим. Да и для всей Церкви Таинство Евхаристии является, пожалуй, наиглавнейшим Таинством, вокруг которого многие Таинства и сформированы. И мы видим, что даже в чинопоследовании богослужений более древних, чем наше, существовало и Крещение во время Литургии, и некоторые приступали к Таинству Брака во время Божественной литургии, или присоединялось браковенчание к какой-то части Святой Евхаристии. Также и монашество принимали тоже в своё время на Святой Евхаристии, и по уставу до сих пор так совершается это таинство монашества.

Таким образом, можно заключить, что Святая Евхаристия – это центр жизни Церкви. Именно воспоминание той великой славной Вечери, которую впервые совершил Сам Христос – Спаситель мира.

Тем более особенным должно быть и наше отношение к этому Божественному Таинству. Мы должны с вами во время Великого поста попробовать как-то переоценить, по-новому осмыслить место Святой Евхаристии в жизни нашей. Следует оценить, насколько мы с вами порой формально относимся к этому Таинству; насколько мы воспринимаем сердцем своим это Великое Таинство; насколько понимаем всё его значение для нас самих и понимаем ли, что происходит с нами в момент причащения Святых Христовых Таин. Наверное, в это мгновение наша душа переходит в самое неотмирное состояние; происходит обожение нашей человеческой сущности, всей нашей души и тела.

К сожалению, порой этого может с нами и не происходить – в силу приверженности ко греху, в силу страстности нашей природы, да и в силу того самого формального отношения как к предшествующему причастию покаянию, так и к самой Божественной литургии.

От многих православных христиан часто приходится слышать: вычитать, выстоять, вымолиться, и подобные выражения. Такое ощущение, что Бог не знает молитв, последований Святой Евхаристии; как будто Он и не читал Священного Писания; как будто для Него нужны богослужения, которые мы совершаем. А ведь всё это необходимо в первую очередь для нас самих. А во-вторых, все тексты богослужебные, все те гимны, которые мы поём, они написаны не потому, что Бог этого хотел. От избытка сердца уста авторов многих богослужебных текстов, Святых Отцов Церкви, воспевают к Богу хвалебные песни!

Поэтому хотелось бы, чтобы мы с вами за весь период Великого поста постарались приступить к этому Таинству не формально. Не выстоять длинные постовые богослужения, а действительно помолиться. Действительно пообщаться с Богом, ощутить Его близость рядом, чтобы в уме и в сердце были бы мысли о Боге, нерассеянная молитва, а умная молитва, к которой призывает нас и Апостол Пётр в своих Божественных посланиях.

Дай Бог, чтобы Господь наставил нас на истинный путь – сердце бы даровал нам сокрушенное, смиренное и любящее Бога! Ну и в уме чтоб присутствовала мудрость, чтобы совершать свой спасительный путь!

Храни вас Господь в здравии и долгоденствии!»

Выходя из храма, архипастырь преподал молящимся свое благословение.

Завтра, 22 марта,  митрополит  Вологодский и Кирилловский Савва, совершит Литургию Преждеосвященных Даров в храме святителя Николая на Глинках города Вологды. Начало богослужения в 09:30.
Фото: Олег Зажигин