25 июля, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, митрополитВологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию в храме Казанской иконы Божией Матери города Кириллова.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Кирилловского округа, настоятель Казанского храма протоиерей Владимир Колосов, благочинный монастырей Вологодской епархии игумен Иоасаф (Вишняков), наместник Кирилло-Белозерского монастыря игумен Анастасий (Додарчук).
Богослужебные песнопения исполнил малый мужской состав Архиерейского хора Воскресенского кафедрального собора города Вологды.
За Литургией была вознесена молитва об избавлении от губительного поветрия. Митрополит Савва в алтаре помянул имена, указанные в записках, присланных для поминовения на сайт Вологодской митрополии.
После евангельского чтения владыка обратился к прихожанам с архипастырским наставлением, темой которого послужило евангельское зачало, предложенное Церковью для чтения за Литургией в 5-ю Неделю по Пятидесятнице.
— Нам кажется, что беснование известно каждому стоящему в храме, — напомнил митрополит текст зачала, в котором говорится, как Спаситель изгнал бесов из гадаринского бесноватого. — Многие видели на видео, как такие люди издают звуки, несвойственные человеку: они квакают, гавкают, странно себя ведут... А некоторые и сами оказывались свидетелями беснования.
Владыка Савва считает, что такое поведение — крайняя степень беснования, которая называется патологией духовной жизни:
— И происходит это часто с человеком, который укореняется в греховной жизни. Сами посудите, Господь говорит нам: «… Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Это означает, что сердцечеловеческое является вместилищем Царства Небесного. Если мы совершаем грех, то, естественно, вытесняем это Царство Небесное из нашего сердца.
Некоторые, сказал архиерей, полагают, что Царство Небесное представляет собой материальное пространство, которое находится в определенном месте и обладает, возможно, какими-то материальными свойствами.
— На самом-то деле, — разъяснил митрополитСавва, — Царство Небесное, как и царство тёмное — ад, — это не материальное пространство, это — состояние души. Как говорится, состояние души с Богом — это Царство Небесное, состояние души без Бога — это царство тёмное, где мучения, скрежет зубов, как говорит нам Священное Писание. И когда человек совершает грех, он таким образом вытесняет из своего сердца Царство Небесное, и в него вселяется царство тёмное. Это не приводит ни к чему хорошему, ведь сатана не является созидающей силой, он может только разрушать. Стоит появиться в нашем сердце одному греху — и онтянет за собой еще новые грехи, один за другим. Бесноватый, о котором идёт речь в сегодняшнемзачале, ответил на вопрос Спасителя, что «легион»— имя ему. Говорил бесноватый, конечно же, голосом бесов. Легион — часть римского войска, которое состоит из шести тысяч воинов. В гадаринском бесноватом находилось шесть тысяч бесов! Грех всецело поглотил сердце этого человека, так что оно оказалось заполнено солдатами тёмной силы…
В нашей жизни, к сожалению, солдат этих тоже огромное количество. Единственное, что изменилосьс того времени, как Христос приходил на землю: у нас есть теперь возможность борьбы с бесовской силой темной и есть способ борьбы. У нас есть опыт многих отцов Церкви Христовой, которые так или иначе стяжали Царство Небесное и победили царство тёмное. Этот опыт — бесценен. Он показывает нам, что всё-таки есть люди, которые могут жить со Христом в сердце.
Однако, считает митрополит Савва, в духовной жизни всем нам надо постоянно быть внимательными:
— Каждого из нас с вами грехи могут привести в состояние, близкое состоянию гадаринского бесноватого, в котором воцарился легион бесов.Каким образом это может случиться? Самое яркое состояние беснования — это раздражительность. Вспомните, как часто вернувшись из храма домой и увидев лежащего на диване мужа, жена начинает неистово орать на него. Или муж, раздраженный тем, что жена без разрешения взяла какую-то его вещь, например гаечный ключ, сурово её наказывает, причем не всегда ограничивается словами…Примеров из своей жизни каждый может привести много.
Мне хотелось бы, чтобы мы не стали такими, как гадаринский бесноватый. И чтобы нам как-то уберечься от греха, нужно чаще прибегать к таинству Исповеди и к Святому Причастию. Тогда, возможно, Господь Своей благодатью избавит нас от всякого зла. Вспомним кровоточивую женщину, которая после 20 лет тяжкой болезни исцелилась, прикоснувшись к Ризе Спасителя. Так же и каждого из нас может исцелить Христос, стоит лишь с верой и надеждой прибегнуть к спасительнымцерковным таинствам. С Богом ничего не страшно!
По окончании богослужения митрополит Вологодский и Кирилловский Савва освятил специально для Казанского храма написанную икону, на которой изображены все Кирилловские святые, в том числе и новомученики. Изображены на этой иконе также святые, имеющие особое значение для главного храма Кирилловского благочиния: апостолы Андрей Первозванный и Иоанн Богослов — в храме были приделы в честь этих учеников Христовых, —преподобный Сергий Радонежский, равноапостольный великий князь Владимир и другие подвижники. Икона размером 120 см на 1оо см написана по заказу прихода рабой Божией Еленой, окончившей иконописную школу при Троице-Сергиевой лавре. Специально для этого большого образа в мастерских вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря изготовлен киот, в который новоосвященная икона была благоговейно помещена.
От имени духовенства и прихожан храмов Кирилловского благочиния протоиерей Владимир Колосов поздравил главу Вологодской митрополии с 10-летием архиерейской хиротонии и преподнес владыке парчовое голубое облачение. Митрополит Савва, поблагодарив за теплые слова и подарок, вручил отцу Владимиру на молитвенную память Смоленскую икону Божией Матери.
Фото Олега Зажигина
Поделиться в соцсетях: