Митрополит Савва: «Мы вспоминаем ту Благую весть, которую Архангел Гавриил принёс Пречистой Деве Марии»

7 апреля 2024 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, день преставления святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Вологды.

Архипастырю сослужили: ректор Вологодской духовной семинарии, настоятель собора протоиерей Алексий Ольховников; митрофорный протоиерей Роман Сенников; исполняющий обязанности наместника Спасо-Прилуцкого монастыря иеромонах Ферапонт (Широков); руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев, клирики собора иерей Алексий Лось и иерей Максим Глыбченко.

Служение диаконского чина совершили диакон Антоний Зажигиндиакон Георгий Хоботов,

Песнопения Литургии исполнил хор Рождества-Богородицкого собора под управлением Ирины Маринкиной.

В начальной части Литургии было прочитано Евангельское повествование о явлении Деве Марии архангела Гавриила и благовещении Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего.

После чтения Евангелия митрополит Савва обратился к собравшимся с архипастырским словом:

С праздником – Благовещением Пресвятой Богородицы! Иногда этот праздник называют просто «Благовещением», потому что это единственный праздник, когда мы вспоминаем ту Благую весть, которую Архангел Гавриил принёс Пречистой Деве Марии.

Что означало тогда для Пречистой Девы Марии принять слова Божия вестника? Это значило согласиться быть сотаинницей спасения рода человеческого. С другой стороны, мы с вами понимаем, что не каждый из нас, скорее всего, смог бы принять эту благую весть. Представьте себе: занимаемся мы своими привычными делами – кто книгу читает, кто щи варит, и нам является какая-то неизвестная сущность и говорит что-то непонятное. Естественной реакцией нашей будет категорическое неприятие этих слов – мы же и не помышляли, что в тот момент в комнате может находиться кто-то, кроме нас. Вот и Пречистая Дева смутилась вначале, но вскоре поняла, что это действительно посланец Божий. Устроение души современного человека совсем иное. Господь готовил Пречистую Деву Марию к тому, чтобы Ей стать участницей, началом нашего спасения.

Как же эта подготовка осуществлялась? Длилась она, ни много ни мало, пять тысяч лет – практически со времён создания этого мира и до пришествия Иисуса Христа. С одной стороны, род человеческий сначала не мог, да и не желал – в силу своей падшести и греховности – воспринять пришествия Христа Спасителя, ведь грех оттягивает наше с вами спасение. С другой стороны, должны были появиться те люди, которые, пройдя через горнило всех испытаний жизни, через эту пустыню египетскую, смогли понять и осознать, что им необходимо пришествие Христа, что им необходим Спаситель.

Мы с вами видим, какого Христа многие иудеи тогда ждали: правителя, начальника, который избавит их от владычества Римской империи, от этой рабской зависимости. Но вот среди этого горделивого общества появляются смиренные люди – такие, как праведные Иоаким и Анна, родители Пречистой Девы Марии. Ведь что означало в том время быть бездетными супругами? Это воспринималось как проклятие Божие. Сейчас-то как бездетность, так и малодетность считаются нормальным явлением, но во времена Иоакима и Анны было не так. Отсутствие у супругов детей общество считало признаком того, что они чем-то прогневали Бога, что их жизнь в чем-то не соответствовала закону Моисея. Поэтому каждый думал: а в чем же я так согрешил, раз у меня нет детей?

Почему в то время рождение детей было таким важным событием не только для семьи, но и для всего народа? Почему каждый ребенок был желанным? Да потому, что каждый человек надеялся стать сотаинником спасения рода человеческого. И каждый помышлял, что именно в том роду, к которому он принадлежал, а может – и в его семействе появится на свет тот мессия, которого так ждут всем народом.

Мы знаем: много на свете известных и прославленных людей, но тайны Божии открываются скромным и смиренным – таким, как праведные Иоаким и Анна. Они-то, находясь на склоне своих лет, уже никак не помышляли, что у них может появиться ребёнок. И когда святая Анна смотрела на птиц, выкармливающих птенцов, то с горечью думала: «Ну, хоть у птичек детки. Пусть у меня нет никого, значит, на то воля Божия».

Вот в этом состоянии смирения святая Анна и пребывала, когда у нее родилась Пречистая Дева Мария. Добродетель смирения передалась Пречистой Деве в генетическом коде, как бы мы сегодня сказали. В течение всей Своей жизни Пресвятая Богородица была образцом кротости и смирения, «честейшей и славнейшей херувим». Так мы и воспринимаем Её, ведь добродетель смирения была и остается самым важным препятствием ко греху.

Хотелось бы, чтобы мы с вами в сей день попытались оценить этот подвиг. Посмотрите, сколько необходимо было совершить Богу, чтобы нас с вами довести до определенного духовного состояния. Чтобы мы с вами имели евангельский закон пред очами своими и чтили его, чтобы стремились соблюдать заповеди Христовы. Но когда мы совершаем грех, а при этом еще воссылаем хвалебную песнь Пречистой Деве Марии, – как вы думаете, хорошо ли это? Полагаю, что нет.

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, по этому случаю написал такие замечательные слова: «Послушайте меня, все грешники, от них же первый есмь аз! К вам и к себе обращаюсь: повторяем мы архангельское приветствие Пресвятой Деве – «Радуйся», читаем акафисты, припадаем к Владычице нашей, молимся Ей, а от грехов наших не воздерживаемся, об истинном покаянии не заботимся. Что же, мы думаем, – угодно будет наше моление, пение и поклонение Пресвятой Деве Богородице? Если бы кто вырвал у матери из рук любимое дитя, бросил его на землю и стал попирать ногами, потом на ее глазах заклал бы его ножем в сердце, а затем подошел бы к ней и, кланяясь, стал бы говорить: радуйся, здравствуй, будь ко мне милостива: угодны ли бы были матери той эти поклоны и приветствия убийцы? Судите сами».

А мы, грешники нераскаянные, каждый раз, как согрешаем, отнимаем Господа Иисуса Христа из рук Пренепорочной Его Матери; повергаем, попираем и прободаем, снова распиная Его на кресте! И смотрит на все это Матерь Божия, а мы, распинатели Ея Сына, припадаем к ней и говорим: радуйся! Милостива нам буди! Не прогневаем ли мы Ее еще больше? Не поновляем ли Ей сердечную болезнь, какую Она терпела при кресте Сына Своего и Бога нашего?»

Эти слова были сказаны еще в XVIII веке! Давайте же сегодняшний день проведем свято, мирно и безгрешно, никого не осуждая, а всем оказывая должное почтение.

С праздником!

За богослужением были вознесены молитвы за архипастырей и пастырей гонимой Украинской Православной Церкви. Также были прочитаны особые прошения о крепости сил воинов и всех защитников Отечества нашего. Митрополит Савва прочитал молитву о Святой Руси.

Перед причащением верующих со словом проповеди обратился иерей Максим Глыбченко.

После отпуста Литургии архипастырь с сослужащим духовенством совершил славление праздника. Хор исполнил тропарь, кондак и величание Благовещения Пресвятой Богородицы. Во время пения духовенство и верующие приложились к праздничной иконе.

По окончании богослужения митрополит Савва обратился с поздравительным словом по случаю 40-летнего юбилея настоятеля собора протоиерея Алексия Ольховникова.  

Выходя из храма, владыка преподал прихожанам архипастырское благословение.

Фото: Олег Зажигин