Митрополит Савва: «Господь и нашего тела касается, исцеляя наши расслабленные души»

26 мая 2024 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, в день памяти преподобных Амфилохия, Макария, Тарасия и Феодосия Глушицких, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе города Вологды.

Его Высокопреосвященству сослужили: председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Максим Козлов, настоятель Воскресенского кафедрального собора протоиерей Андрей Смирнов, ректор Вологодской духовной семинарии протоиерей Алексий Ольховников, клирик Московской епархии иерей Димитрий Данилов, исполняющий обязанности наместника обители, проректор по воспитательной работе духовной школы иеромонах Ферапонт (Широков), клирик собора иеромонах Андрей (Кукушкин), руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Андрей Кашинцев.

Служение диаконского чина совершили диакон Антоний Зажигиндиакон Георгий Хоботов.

За богослужением были вознесены молитвы за архипастырей и пастырей гонимой Украинской Православной Церкви. Также были прочитаны особые прошения о крепости сил воинов и всех защитников Отечества нашего. Митрополит Савва прочитал молитву о Святой Руси.

Во время Литургии был прочитан евангельский отрывок об исцелении Иисусом Христом парализованного человека, болезнь которого продолжалась в течение тридцати восьми лет. Нам показано, как велика сила и любовь Господня, которая воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь (Ин. 5:1–15).

После чтения Евангелия со словом архипастырской проповеди к собравшимся обратился митрополит Савва:

Сегодня Церковь предлагает нам евангельскую историю, которая рассказывает о том, как Христос исцеляет расслабленного. Произошло это событие в день Великой субботы, когда весь еврейский народ устремлялся в храм Божий. Мы с вами видим, что тот человек, который стремился к Богу, смог получить от Него насыщение, очищение и исцеление от хворей.

В то время существовал Дом милосердия в Иерусалиме при Овчей купели, называемой по-еврейски Вифезда, которая символизировала Великого Пастыря – Христа Спасителя, имущего силу исцелять все болезни и тяготы человеческие.

Согласно евангельской истории, Ангел Божий приходил и возмущал воду в купели, предваряя пришествие Христа Спасителя. Вода – это символ жизни, символ массового очищения и исцеления, которое приносили воды источника после погружения в них Ангела Божия. Это чудесное явление можно уподобить освящению крещенской воды в тот момент, когда священник опускает крест в воду, делая её тем самым приносящей всем исцеление.

Евангельский сюжет говорит, что у расслабленного, к которому подошел Христос, не было человека, который помог бы ему опуститься в целительную воду вовремя, то есть сразу после посещения Ангела Божия. Дело в том, что чудо исцеления происходило с теми, кто погружался в воду Овчей купели, едва Ангел от неё отходил.

Эта история напоминает нам о том, что нередко происходит и в нашей жизни: разве мы с вами не проходим мимо человека, которому нужна наша помощь? В детские годы по телевизору или по радио я слышал, что в новогоднюю ночь по всей России замерзали 600 человек. Эта цифра врезалась мне в память и нередко приходит на ум как печальный пример из истории нашего народа, убедительно, на мой взгляд, показывающий, как нам необходимо иметь человека, который помог бы в трудной ситуации. Мы и сами должны вовремя приходить на помощь.

Погибших в ту новогоднюю ночь, вероятно, могло быть значительно меньше, если бы не проявили к ним равнодушия проходившие мимо. Может быть, эти люди страдали от какой-то хвори? Внезапный приступ немощи свалил человека с ног, но никто к упавшему страдальцу не подходит. Каждый из нас может оказаться в таком состоянии. Народная мудрость говорит: «От сумы да тюрьмы не зарекайся».

Исцеление расслабленного, как показывает евангельский сюжет, произошло в субботу – а это, согласно ветхозаветному иудейскому закону, день покоя, когда трудиться запрещается. Господь понимает, что нарушает ветхозаветную заповедь, и исцеленному Им человеку благословляет сделать то же, когда говорит ему: «…встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2: 11).

Мы видим милосердие Иисуса Христа, которое выражается в том, что Сам Он сформулировал: «…не суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк. 2: 23-28). И расслабленный берет свою постель и идёт к себе домой.

Интересно, что расслабленный после исцеления пришел в храм. Может быть, 38 лет находясь в болезненном состоянии, он не имел возможности посетить Храм Божий, но вот, исцелённый Спасителем, он туда направляется и встречает Христа. Это весьма символично. Наверное, храм и для нас с вами является Домом милосердия, местом, где мы получаем исцеление, прежде всего, нашей души. Христос исцелил расслабленного, прикоснувшись к его телу; в момент Причащения Святых Христовых Таин Он и нашего тела касается, исцеляя наши расслабленные души, где, к сожалению, места для порока находится больше, чем для добродетели.

В этот день, когда мы вспоминаем историю о расслабленном, хотелось бы, чтобы в нашем обществе не осталось таких людей, которые бы равнодушно относились к ближним, которым явно необходима помощь; да и не явно тоже.

Хотелось бы, чтобы каждого из нас было сердце совершенно и способно делать поступки, ведущие в Царство Небесное!

Перед причащением верующих со словом проповеди обратился иеромонах Андрей (Кукушкин).

В завершение богослужения архипастырь, духовенство и миряне совершили крестный ход вокруг Софийского собора. По возвращении в храм архипастырь и духовенство многократно поприветствовали молящихся возгласом «Христос Воскресе!».

Фото: Николай Артемов