Иерей Сергий Зяблицкий, ключарь Воскресенского кафедрального собора города Вологды и руководитель епархиального информационного отдела, в беседе с журналистом Андреем Сальниковым рассказал об истории создания кафедрального храма и архиереях, чьи имена тесно связаны с ним. Заключительную часть беседы отец Сергий посвятил нынешнему устройству нижнего храма собора и возможностям вологжан участвовать в его благоукрашении.
— Со времени освящения храма прошло уже больше двухсот лет. Неужели за это время он не претерпел никаких изменений?
— Для каждого архиерея состояние кафедрального собора было делом особым; каждый владыка старался, чтобы кафедральные храмы были в должном состоянии. Конечно, основных забот требовал верхний храм собора: приходилось реставрировать настенные росписи, менять листы железа на крыше, обновлять фасад. Нижний храм тоже подвергался изменениям: неоднократно здесь перекладывали пол. В соборе заменили печи и сделали воздушное отопление — конечно, во всем храме: и на нижнем этаже, и на верхнем.
— Вологжане помнят времена, когда Воскресенский собор занимала картинная галерея. Помещение разделили перегородками, и сложно было себе представить, как совершались здесь богослужения — они ведь требуют определенного пространства…
— Мне рассказывал один вологодский старожил, что сразу после Великой Отечественной войны здесь располагался мотоклуб. На мотоциклах въезжали прямо в храм. Можно себе представить, как выглядело помещение, где более 150 лет возносились молитвы Господу…
К освящению храма компания «Электра» провела полномасштабную научную реставрацию, восстановила прежний интерьер нижнего храма. Были укреплены стены, проведена инъекция специальным раствором, который заполнил трещины в стенах. Понижен уровень пола за счет того, что убрали советские траншеи с трубами. Вывезен мусор, шлак из-под пола… Проведена вычинка — замена негодных кирпичей, внутри храм оштукатурили заново. Настелен новый пол в стиле прошлого века. Есть в нижнем храме помещение для духовно-просветительского центра для взрослых. Занятия в центре проходят еженедельно, по средам, а в остальное время комната используется для репетиций хора.
— Главное украшение любого храма — иконостас. Ради возрождения прежнего великолепия иконостас тоже воссоздается таким, каким был?
— Это невозможно по одной причине: нам неизвестно, как выглядел прежний иконостас. Тот же старожил, который рассказал, как в храмовое помещение въезжали мотоциклисты, вспомнил, что во дворе валялись обломки деревянного иконостаса, на них сохранилась вроде бы позолота. Вот и все, что мы о прежнем иконостасе знаем.
По благословению митрополита Саввы мы решили поставить иконостас из фаянса. Почему? Это давняя традиция Русской Церкви, идущая с XVII века. Золото и краски фаянсового иконостаса никогда не тускнеют, его легко очищать от пыли и свечной копоти. Такому иконостасу не страшны ни перепады температур, ни высокая влажность — он не может растрескаться.
В Вологде, кстати, уже два подобных иконостаса – второй был установлен в Петропавловском храме и прекрасно себя зарекомендовал. Его изготовила компания «Терем-Керамик» в Екатеринбурге, и для кафедрального храма мы заказали иконостас там же. Он уже готов и установлен.
— Иконы тоже уже написаны?
— Над ними работают иконописцы. К освящению в иконостасе будут стоять временные иконы, потом заменим их на постоянные. Проект готов, одобрен владыкой Саввой и Попечительским советом.Решено, что иконы будут отражать две исторические линии: киевскую и вологодскую. Киево-Печерский образ Божией Матери, иконы преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних и Дальних пещерах почивающих, — это, как Вы понимаете, киевская линия. Образ Иисуса Христа «Спас на троне» с припадающими преподобными Герасимом и Галактионом Вологодскими начинает линию вологодскую. Как я уже говорил, будут представлены образы святителей, подвизавшихся на земле Северной Фиваиды, — Игнатия Брянчанинова и Иннокентия Херсонского.
Откроет «святительский» ряд икона Антония Вологодского. Наряду с этими иконами в иконостас встанет образ Собора святых Вологодских чудотворцев.
Несколько икон посвящены пострадавшим за веру Христову в годы гонений: это Собор новомучеников Вологодских (причислены к лику святых 34 новомученика и исповедника), а также образ очень почитаемого на Вологодчине святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского.
На малых алтарных дверях обычно изображают образы перводиаконов Стефана и Лаврентия, их и называют «диаконскими дверями». В нашем храме на таких дверях будут иконы святых диаконов, но не первых веков христианства, а наших вологодских современников: священномучеников Алфея Корбанского и Иоанна Преображенского. Оба святых будут представлены с символическим изображением вологодских храмов, где они несли свое служение: священномученик Алфей служил в Покровском храме на Козлене, а священномученик Иоанн — в Богородице-Рождественском соборе.
— Как я понимаю, дело это очень затратное. Требуется, наверное, помощь благотворителей?
— У всех вологжан и гостей нашего города есть возможность вложить свою лепту в написание икон. По древней русской традиции имена жертвователей будут написаны на обратных сторонах образов. Не всем под силу даже минимальный взнос в 5 ооо рублей, и мы предлагаем совершать совместные вклады: семейные, от организации. На богослужениях ежедневно — до скончания века — будет возноситься молитва за строителей, благотворителей и жертвователей.
Конечно, благотворители поддерживали не только иконописцев. В Воскресенском кафедральном соборе многое делалось на пожертвования верующих вологжан: напрестольные металлические одежды, паникадила, храмовые росписи… Была традиция делать банковские вклады, проценты с которых шли на содержание храма: например, можно было содержать лампадку, то есть на проценты со специального банковского вклада покупали лампадное масло для возжигания лампады перед каким-нибудь образом по желанию жертвователя.
— Скажите, отец Сергий, а сейчас эта благочестивая традиция продолжается?
— Вся реставрация Воскресенского собора — это, в общем-то, дело попечителей. Вологодский губернатор Олег Александрович Кувшинников возглавил Попечительский совет по восстановлению Воскресенского кафедрального собора. Но ведь наш собор не единственный храм в области, который нуждался в срочной реставрации. Владыка Савва учредил Благотворительный фонд «Наследие Русского Севера», его также возглавил глава региона, и уже намечены семь храмов, которые фонд взял под свое крыло. Важно, что это не только церкви областного центра, но и храмы в Устюжне, Тотьме, Устье, Кириллове, Череповецком районе.
Беседу вел Андрей САЛЬНИКОВ
Поделиться в соцсетях: