Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Сямскою.
Происхождение иконы Рождества Пресвятой Богородицы, именуемой Сямская, и время её написания точно неизвестны. Наиболее достоверными считаются сведения о появлении чудотворной иконы в Сямском монастыре, изложенные в древней рукописи «Сказание об иконе Рождества Богоматери и основании Сямской обители». Рукопись, созданная в XVI-XVII вв., содержит описание 78 чудес, совершившихся через икону. Из этого документа следует, что после явления Божией Матери больному крестьянину Ивану Родионову, его чудесного исцеления и решения возвести храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы появилась необходимость приобрести иконы для вновь созданного храма. Вместе с другими образами «… настоящую икону Рождества Пречистыя Богородицы» выменяли «у Киприана и Фёдора Остафьевых детей». Икона была поставлена в храм и вскоре прославилась чудотворениями, а её народное почитание началось практически сразу же после построения храма. Игумен Сямского монастыря Феофан в одном из отчетов пишет: «Чудотворная икона Пресвятой Богородицы прославлена чудесами со времени построения первой деревянной церкви. Она приобретена в 1524 году от братьев Остафьевых».
Чудеса от Сямской иконы Рождества Пресвятой Богородицы записаны в упомянутом нами «Сказании о явлении Богородицы…» Приведём здесь некоторые из них.
Первым чудом записано исцеление в 1530 году Полиекта Григорьева, который «был во иступлении ума», а 15 июля этого же 1530 года на праздник Положение ризы Пречистой Богородицы освятили церковь Пресвятой Богородицы, и в тот день исцелились от различных недугов шесть человек. Следующим записано исцеление в 1533 году Фотинии Ивановой Подосеновой из Белозерщины, которая «была очима скорбна».
Монастырская летопись сохранила 80 чудес, из них 28 совершились в XVI веке, 50 — в XVII-ом и два — в девятнадцатом столетии. Описания их так же кратки и конкретны, как приведённые выше.
В записи девятого чуда содержится упоминание о посещении монастыря царём Иоанном Грозным. К описанию 50 чуда прибавлено известие о пожаре, случившемся в 1642 году, от которого монастырь сгорел до основания, и спасена была только одна чудотворная икона: «В Великий пост, в понедельник на страстной неделе погорел весь монастырь – храмы и колокольня, и вся церковная утварь, только с великою нуждою вынесли чудодейственную икону…». В 1690 году монастырь вновь выгорел дотла, и вновь чудотворная икона Рождества Пресвятой Богородицы была спасена. До этого чудотворный образ был сохранен во время польско-литовского набега в Вологодский уезд в 1612-1613 гг. Несомненно, спасение иконы от пожаров, грабежей и других трагических событий свидетельствует о её особом почитании.
Описание чудотворной иконы Рождества Богородицы мы находим в монастырской описи за 1887 год. Находилась она в верхнем храме двухэтажной каменной церкви монастыря на левой стороне от Царских врат. Икона была украшена серебряным позолоченным окладом, а риза на Богоматери вынизана мелким жемчугом по красной фольге и разноцветными стеклянными блестками. Икона вставлена в серебряную рамку с позолотой. Поскольку сама чудотворная икона была небольшого размера (вологодский краевед Николай Иванович Суворов указывает её размеры: 37,7 см вышины и 32,7 см ширины), то в иконостасе она помещалась в середине другой большой иконы. На этой большой иконе была риза серебряная с золочеными венцами; вверху – образ сошествия Святого Духа на апостолов, внизу – Введение во храм Пресвятой Богородицы, а по сторонам – праведные Иоаким и Анна. В 1862 году над чудотворной иконой устроен балдахин на двух резных колоннах и весь вызолочен червонным золотом полименту.
Опись упоминает ещё об одной иконе Рождества Богородицы, точной копии с чудотворной. Находилась она в Благовещенском нижнем храме, по правую сторону Царских врат. Риза на ней серебряная, вызолоченная. Над этой иконой в 1863 году был тоже устроен балдахин, вызолоченный по полименту. Копия чудотворной иконы была также почитаема. Вероятно, именно с этой иконой совершались крестные ходы. В финансово-хозяйственном отчете за 1895 год находится рапорт о чудотворной иконе, в котором, между прочим, говорится: «Жители окрестных селений относятся с благоговейным почитанием к Чудотворному Образу Богоматери, что проявляется многолюдными собраниями для поклонения святыне, особенно в воскресные дни Святой Четыредесятницы, а с наступлением летнего времени каждогодно просят приносить святую икону в селения и домы для совершения молебствий, установленных по разным случаям, в благодарность и воспоминание заступлений Божией Матери». Многие богомольцы издалека приезжали в обитель, чтобы приложиться к чудотворной иконе Рождества Божией Матери.
Последние сведения о чудотворной иконе относятся к 1925 году. В 1925 году Сямский монастырь был закрыт на основании постановления Вологодского губисполкома. В описи наличного имущества Богородице-Рождественского Сямского монастыря, проводимой милицией в присутствии понятых, в «общем помещении» церкви указана «икона чудотворная Богоматери». А чуть позже, 16 ноября этого же 1925 года, она передана Покровско-Сямской религиозной общине. В акте о передаче иконы образ назван «Сямской Богородицей» в серебряной ризе. После закрытия монастыря чудотворная икона Божией Матери много лет считалась утраченной.
В 2012 году старанием местных жителей начались работы по строительству храма на территории бывшего монастыря. Здание храма было решено возвести на месте угловой башни монастыря, от которой остались только фрагменты стен. В один день к работникам подошла жительница деревни Владычнево, что неподалеку от Сямы, Вера Владимировна Юганова. Она рассказала о Сямской иконе Божией Матери, которая хранится в ее семье. Оказалось, ее мать Мария Владимировна Юганова была прихожанкой Покровской церкви, что в деревне Горка-Покровская. Перед закрытием церкви в 30 годах прошлого столетия она вынесла из храма икону Рождества Богородицы и сохранила ее. Более 40 лет она хранила образ. Промыслом Божиим икона уцелела в почти пустующем доме. Мария Владимировна оставила икону своим дочери Вере и внучке Ольге. Трудно было расставаться с семейной реликвией, но когда храм в Сяме был построен, они передали святыню обители. Но что это за икона, та самая Сямская чудотворная или ее список?
По результатам экспертизы, выполненной художником-реставратором Вологодского Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника Федышиным Иваном Николаевичем 24 февраля 2017 года, было установлено, что настоящая икона написана во второй половине XVI века. «А тот факт, что описываемую икону «Рождество Богородицы», сильно пострадавшую от времени, старались спасти и сохранить, а не отнести в сарай или подклеть церкви, колокольни, говорит о том, что она была чтимая и почитаемая», — дополняет реставратор.
Сейчас доподлинно нельзя установить какая это икона, только время это прояснит. Важно, что икона вернулась в монастырь. Иконы возвращаются, когда люди возвращаются к Богу, возвращаются в храм.
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Северная Фиваида». Новости о жизни Церкви в пределах Вологодской митрополии, душеполезные публикации, уведомления о предстоящих церковных событиях — всю эту и другую полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон в Telegram. Для подписки перейдите по ссылке.
Поделиться в соцсетях: