Император подарил диакону скрипку Страдивари

На приходской территории Лазаревского храма в Вологде оборудован уголок, посвященный исповедникам веры Христовой. Здесь размещены баннеры, рассказывающие о жизни верующих, пострадавших в ходе гонений на веру.

Недавно здесь появился еще один баннер, на нем — новые сведения о священнослужителях, пострадавших на вологодской земле.

Как написала настоятелю Лазаревского храма протоиерею Алексию Сорокину правнучка диакона Иоанна Позюмского Нина Анатольевна Колосова из Тихвина, ее предки скончались в вологодской тюрьме № 1 УНКВД в 1942 году. Настоящая заметка основана на фактах, сообщенных правнучкой отца Иоанна. Привезли их в наш город из Одесской области, оба служили в Покровском храме поселка Шабо: отец Иоанн — диаконом, его сын Анатолий — псаломщиком. 

Отец Иоанн был очень музыкальным. Его уникальный голос — бас-профундо — звучал так, что колокольный звон вторил ему, не заглушая. Кроме того, диакон прекрасно играл на скрипке, руководил церковным хором. Нине Колосовой удалось встретиться с ученицей своего прадеда, которая спустя много лет вспоминала, как были очарованы скрипичной игрой отца Иоанна дети, которых он готовил петь в хоре. Перед началом занятий диакон играл на скрипке, и потом дети готовы были заниматься сколько угодно, чтобы снова послушать эту чудную игру.

Впрочем, восхищались виртуозностью диакона-скрипача не только дети. Австрийский император Франц-Иосиф заехал в Шабо на пути к морю и с восторгом слушал игру отца Иоанна. Свою благодарность император выразил по-королевски: через полгода после его визита в Шабо диакону Иоанну вручили подарки Франца-Иосифа — скрипку работы великого мастера Страдивари и австрийскую золотую медаль.

Вероятно, это и послужило причиной ареста в 1941 году о. Иоанна и его сына Анатолия, который служил псаломщиком в том же храме, что и отец. По мнению чекистов, подарки от главы враждебного СССР государства показывали связь с иностранной разведкой… И медаль, и скрипка исчезли в недрах репрессивной машины. Диакона Иоанна арестовали на второй день войны, 23 июня, а через три дня «черный воронок» увез его детей — Анатолия и Раису. 

После ареста о. Иоанна его сына и дочь перевезли в Вологду. В то время обычной практикой было отправлять подследственных в лагеря еще до суда. Раису вызвали на допрос, велели перевести с румынского языка какую-то записку. Задание она выполнила; в награду следователь принес ей обед с мясом. Когда Раиса отказалась от еды, ее привязали и стали кормить насильно. Оказалось, что это была часть каверзного плана: привели в то же помещение о. Иоанна и Анатолия, чтобы она ела на глазах голодных отца и брата. Решив перехитрить тюремщиков, Раиса сказала, что будет есть сама, разломила хлеб надвое и бросила один кусок отцу, а второй — брату. Анатолий сумел поймать хлеб, но обессиленный о. Иоанн не смог опередить конвойного, который ногой отшвырнул кусок, упавший на пол. Раису за это отправили в карцер на несколько месяцев. Вернувшись в камеру, она безуспешно просила у тюремщиков разрешения увидеться с братом. Однажды стуком по стенам заключенные передали ей, что Анатолий умер в июне 1942 года. Потом Раису перевели из Вологды в Архангельск, потом она была в лагерях…

Кончина диакона Иоанна и псаломщика Анатолия Позюмских в Вологодской тюрьме покрыта тайной. Согласно архивной справке № 2/13/486 от 27.04.1992 УВД Вологодской области диакон Иоанн Позюмский умер 17 февраля 1942 года в тюрьме № 1 УНКВД Вологодской области (Вологда), а его сын Анатолий — через четыре месяца, 23 июня 1942 года. Они так и не дождались суда и приговора, значит, не подпали под действие закона о реабилитации. А когда потомки пожелали почтить по-христиански крестом могилы невинно умерщвленных, в архивах не нашлось точных данных о месте их захоронения.

Теперь о жертвах репрессий узнали прихожане Лазаревского храма. Молитвы об упокоении душ пострадавших за веру диакона Иоанна и псаломщика Анатолия возносят за богослужениями.

Андрей САЛЬНИКОВ

Областная газета «Красный Север»,
№ 97  от 31 августа 2022 года

 

 

Семья Позюмских. Слева направо: Анатолий Иванович Позюмский; Людмила Ивановна Позюмская (Максимович), Раиса Ивановна Позюмская, диакон Иоанн Позюмский, Валериан Иванович Позюмский, Евгения Ивановна Позюмская. Над головой о. Иоанна помещен портрет покойной супруги, Анастасии Трофимовны Подгорной.