Иконы из древлехранилища Спасо-Прилуцкого монастыря реставрируют молодые специалисты

Выездная школа реставрации архитектуры и темперной живописи проходила в Вологде с 5 по 12 августа. Образовательную программу организовали Союз реставраторов России,  при поддержке  Правительства Вологодской области, Вологодской митрополии и Комитета по охране объектов культурного наследия Вологодской области.

И сегодня уже можно говорить о ее результатах.

В школе приняли  участие студенты-реставраторы художественного и архитектурного направлений из Ростова-на-Дону, Воронежа, Вологды, Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Пензы, Красноярска и Ельца.

Началом работы явилось посещение Спасского собора и благословения перед раккой святого Димитрия Прилуцкого.

Художники-реставраторы, работая на иконах в мастерской Спасо-Прилуцкого монастыря, проделали огромную работу.

В работе задействовано шесть икон XVIII–XIX веков, на которых выполнено разного рода укрепление  основы иконы, укрепление грунта и красочного слоя,  оформление паспортов,  раскрытие авторского слоя от потемневшей лако-олифного покрытия и множество сопутствующих работ.

«В начале работы все сразу включились в  процесс – варили клей, укрепляли и описывали памятники. За шесть дней целую икону не отреставрировать, но постичь тот или иной процесс молодым специалистам нужно. После студенческой скамьи им важно аттестоваться и совершенствовать свои навыки. От нынешнего реставратора требуется очень много: знание процессов, материалов, гостов, законодательства. Школа дает им необходимый опыт. У каждой иконы свое покрытие, разная сохранность и много нюансов, которые иногда требуют неординарного подхода к реставрации и принятия решения на месте. Спасо-Прилуцкий монастырь и Вологодская епархия поддержали идею проведения школы. В северных храмах по-прежнему есть потребность в реставрации икон, чтобы у прихожан была возможность помолиться святым образам», – рассказала наставник, художник-реставратор высшей категории, древлехранитель Вологодской епархии Ольга Соколова.

Студентка Академии Штиглица Павлина Подпоркина выполняла работы по укреплению иконы Владимирской Богоматери с латунным окладом и рассказала о ходе работ:

«Оклад мы сняли. На иконе остались отверстия от гвоздей, которые решено заполнить: вставили древесину, которая установлена на клей. После высыхания выступающие концы срежем, оставим углубление, чтобы в дальнейшем была возможность заполнить грунтом, нанести красочный слой и выровнять таким образом всю поверхность. Части красочного слоя и грунта на изображении Богоматери находятся в основном в стабильном состоянии, с фрагментарными осыпами. Мы их укрепили слаборазведенным клеем. Здесь чуть-чуть поднимался красочный слой, вздыбился с грунтом, и мы их выровняли шпателем. В нижней части есть участки паволоки, которые находятся в подвижном состоянии. Мы их закрепили и установили грузики. Олифу будем убирать, когда полностью все укрепим», – пояснила Павлина.

Параллельно ведется реставрация оклада. Его расчищают специальными составами, в местах разрыва будет применяться пайка.

Иногда реставраторам приходится работать с ранее реставрировавшимися иконами. Елизавете Тихоновой из Ельца достался образ святого Пророка Ильи. Специалист окончила реставрационный колледж искусств имени Тихона Хренникова и работает в частной мастерской, реставрируя иконы из храмов Елецкой епархии Липецкой области и близлежащих районов. В выездной школе реставрации Елизавета участвует впервые.

«Для меня это новый опыт. Иконы северной живописи совершенно другие. Для нашего региона характерна масляная живопись, темперу редко можно встретить. Здесь темпера больше распространена, техника исполнения и пигменты другие. На иконе Ильи Пророка есть сгрибливания покровного слоя. В результате пробного укрепления обнаружено позднее укрепление после предыдущей реставрации. Пришлось его ровно снять. В месте стыка досок ранее было залито много клея, и его пришлось аккуратно размягчать водой и механическим путём убирать. Сложность состоит в том, что темперная живопись очень боится воды, здесь тонкий лаковый слой, и живопись очень тонкая. И когда мы сверху наносим клей, красочный слой сильно размягчается, то есть будет подбираться другая методика», – отмечает Елизавета.

В укреплении нуждается и деревянная основа иконы. Она состоит из восьми досок. Восьмая доска начала расслаиваться. Специалист предполагает, что, возможно, при хранении попадала вода.

Студентка МГАХИ имени Василия Сурикова Анастасия Мановицкая с иконами работает впервые. Девушка учится на искусствоведа, но своей профессией хочет сделать реставрацию. У Анастасии есть опыт работы с археологическими находками и историческими памятниками. На школе она реставрирует  икону XVIII века, на которой изображен Иоанн Предтеча с житийными клеймами.

«Провожу работы по укреплению красочного слоя. Прокладывался спиртовой раствор, а после этого клеевой раствор из осетра. И таким образом укреплялись деформированные участки. Работы предстоит много, а времени мало», – говорит Анастасия.

В течении работ начинающие реставраторы прослушали экскурсию по Спасо-Прилуцкому монастырю, с посещением выставки в Сушиле. А также посетили Кирилло-Белозерский монастырь и г.Белозерск.

По  реставрации обьектов культурного наследия, мероприятия  становятся традиционными и направлены на  реализацию научно-образовательного проекта с участием студентов из разных регионов России, позволяющие  изучить памятники культуры Севера, получить практический опыт реставрации как на движимых памятниках, так и в  реставрационных работах архитектуры, пополнить собрания Вологодских храмов вновь отреставрированными   памятниками древнерусской живописи.

Организаторы школы реставраторав благодарят:

«Союз реставраторов России»,

Правительство Вологодской области,

Вологодскую Митрополию,

Вологодский-музей-заповедник,

Кирилло-Белозерский музей-заповедник,

Белозерский музей,

ООО «Образ Севера».