Древлехранитель Вологодской епархии Ольга Соколова провела заочное путешествие по храмам набережной реки Вологды

В Вологде, в городской  библиотеке №8 «ЛиС», в рамках проекта «Культурные чтения», прошла встреча с Ольгой Александровной Соколовой — архитектором, художником — реставратором высшей категории, музеологом, древлехранителем Вологодской епархии.

 

Тема доклада «Православные храмы набережной реки Вологды» позволила лектору раскрыть много интересного об особенностях объектов  культурного наследия как исторического, мемориального, культурного и ландшафтного памятника Вологодской области, показывая красоту и уникальность православных храмов.

Реставратор рассказала об архитектуре и устройстве церквей на набережной реки Вологды, их внутреннем убранстве, особенностью которого являются сохранившиеся росписи.

«Еще с древних времен реки служили местом, где обосновывались люди, это было пристанищем первых святых, со временем начало появляться первое строительство, и, в конце концов, развитие в освоении земель шло опять-таки от долин и набережных рек: по рекам люди перемещали грузы и строительные материалы, торговцы по рекам перевозили свой товар. Кроме того, реки обеспечивали людей пропитанием, предоставляя свои внутренние богатства – рыбу. По рекам люди путешествовали и перенимали друг у друга разные новшества. И в то же время реки становились препятствием для врагов, помогая поселенцам в защите своих домов».

Ольга Александровна сослалась в своем рассказе и на мировую практику устройства набережных, которые могут служить местом отдыха, удобны для прогулки, проезда на автомобиле. Однако яркими примерами красоты для реставратора остаются территории Русского Севера с построенными храмами и поселениями людей, места подвижничества многих Вологодских святых – это, прежде всего, Кирилло-Белозерский, Ферапонтов монастыри, набережная реки Сухоны в Великом Устюге и, конечно же, маленькая речка Вологда с чередой храмов и купеческих домов на ее берегах, заселенных в первую очередь.

— Сегодня мы являемся свидетелями сохранившейся красоты небольших каменных построек XVIII века, которые были выстроены купцами, наиболее богатой и активной частью общества, — говорит Ольга Александровна Соколова. — И особое место среди таких построек было отведено культовым зданиям.

Набережная имела несколько названий: часть набережной, которая шла с севера до начала современной улицы Некрасова, называлась Пустынной; от улицы Некрасова до улицы Гоголя – Леонтьевской; от улицы Гоголя до Багровской набережная называлась Сретенской; от улицы Багровской до Чернышевского – Златоустинской; от улицы Чернышевского до Комсомольской – Дмитриевской; от Комсомольской до улицы Добролюбова – Никольской набережной; от улицы Добролюбова до южной городской границы набережная называлась Фрязиновской. В октябре 1918 года набережная от Пустынной улицы до Дмитриевской стала называться Красноармейский, а дальше — Краснофлотской. Впоследствии обе эти улицы были объединены и переименованы в Набережную VI Армии — в честь армии, которая в 1920 году освободила Северный край от иностранных интервентов и белогвардейцев.

Что касается храмов левой части набережной Вологды, отчет, конечно, стоит вести от Прилук, от Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря. Двигаемся далее. В летописи XVI столетия упоминается, что на левом берегу реки Вологды стоял монастырь, который назывался «Дюдикова пустынь». В начале XVII века монастырь был разорен и сожжен бродячей шайкой поляков. В 1653 году на месте монастыря была построена новая церковь Иоанна Предтечи, вторая по древности в Вологде, один из лучших памятников архитектуры города.

В настоящее время здание церкви нарушено, а местность и до сих пор старожилами называется «Дюдикова пустынь», хотя от прежней пустыни не осталось и воспоминаний, так как за последние 50 лет на этом месте вместо дореволюционных деревянных лачуг поднялись многоквартирные дома.

Вот мы уже у Скулябинской богадельни, но не сказать о правобережной части реки на этом повороте невозможно, так как здесь мы видим красивейшее место – Вологодский кремль.

Ольга Александровна продолжила рассматривать левую набережную: церковь Сретения на Набережной; ночлежный дом; дом адмирала Барша; церковь Иоанна Златоуста (Жен Мироносиц); Дом свечной лавки; храм Успения Пресвятой Богородицы на Наволоке (теплый); церковь Дмитрия Прилуцкого на Наволоке (холодная); дом Масленникова; дом Витушечникова; дом Варакина; храм святителя Николая во Владычной слободе; церковь Андрея Первозванного (Спаса Преображения) во Фрязинове.

Реставратор рассказала об истории, архитектуре, убранстве и живописи храмов.

 — Церковь Спаса Преображения 1670 года (Андрея Первозванного) во Фрязинове. Здание церкви кубической формы, соединило в себе теплый и холодный храмы с колокольней. Внешне церковь выглядит очень эффектно и выразительно, хотя по композиции традиционна для храмов Вологды XVII — начала XVIII веков. Мощный двухстолпный храм, с тождественной системой подпружных арок и коробовых сводов, некогда имел в завершении пятиглавие. Архитектура храма привлекает внимание прекрасным убранством.

Церковь отличалась богатством внутреннего убранства. Главным украшением верхнего Преображенского храма был резной золоченый шестиярусный иконостас, возвышающийся до самых сводов, видимо, построенный одновременно с церковью. Царские врата были декорированы мелкотравчатой сквозной золоченой резьбой. В церкви было большое количество старинных икон, многие из которых украшали серебряные ризы, гривны и жемчуг, а также множество богослужебных предметов – серебряных, золоченых с финифтью. В 1870–1873 годах в верхнем храме была заново сделана роспись и поновлен иконостас (Суворов Н. И., 1873, No 20, с. 666–669; No 21, с. 695–704).

Церковь Николы во Владычной слободе 1669 года постройки. Высокое и мощное кубическое здание Никольской церкви, поставленное на подклет, прежде было завершено эффектной группой из пяти крупных, тесно поставленных световых глав (не сохранились). Трехчастное членение фасадов куба на прясла с большими декоративными закомарами вверху, отрезанными от стен карнизом, типично для XVII века. Необычны членящие стены лопатки, внизу украшенные ширинками и на половине своей высоты переходящие в пучки из трех полуколонок.  По архитектуре имеет сходство с храмом Константина и Елены, Успенской церковью на Наволоке. В 1793 году интерьер Никольского храма получил пышную барочную отделку, сохранившуюся частично и сейчас.

В 1996 году в храме были возобновлены богослужения, с июня 1997 года храм действует ежедневно. В сентябре 1998 года из вологодского Софийского собора сюда торжественно перенесены мощи святителя Антония, епископа Вологодского и Великопермского, которые в 2016 году обрели новое место для почитания – Воскресенский кафедральный собор на Кремлевской площади города Вологды. В настоящее время церковь Николая Чудотворца во Владычной стороне является одной из наиболее известных приходских церквей города. При храме действуют воскресная школа и центр социально-медицинской помощи.

Церковь Димитрия Прилуцкого и Успенский храм на Наволоке. Необычайно живописный храмовый ансамбль (Архиерейское подворье храма преподобного Димитрия Прилуцкого на Наволоке) составляют две церкви: холодная и теплая, расположенные на довольно низком наносном берегу реки, ранее обычно затопляемом в половодье, который издревле назывался «наволок». Сооружение рядом двух храмов — более крупного холодного (летнего), предназначенного для службы в летний период, и обычно небольшого теплого (зимнего), действующего круглый год, — типично для Русского Севера.

Предание связывает возникновение холодного храма с пребыванием в конце XIV века в Вологде известного церковного деятеля Дмитрия Прилуцкого. После причисления Дмитрия к лику святых хозяин дома, в котором якобы он останавливался, основал неподалеку в честь него часовню, уступившую место сперва деревянному, а потом каменному храму. Этот холодный храм был построен, согласно документальным данным, около 1651 года ярославскими зодчими, каменных дел подмастерьями Борисом Назаровым и Панкратом Тимофеевым. Вероятно, в 1710—1711 годах с севера к зданию пристроили теплую придельную церковь, а с северо-запада от него возвели колокольню.

Внутри холодная церковь украшена настенной живописью. Сюжеты росписи, особенно на куполах и сводах, почти целиком повторяют фресковые композиции церкви Иоанна Предтечи в Рощенье. Однако такие сцены, как «Суд над Христом», «Сусанна и старцы», «Богоматерь — Живоносный Источник», в этой церкви появляются впервые и по сравнению с росписью Предтеченского храма являются иконографическим новшеством.

Живопись Димитриевского храма выполнена в 1721 году (существует мнение, что дата украшения церкви росписью — 1710 год). Во главе артели стенописцев, по-видимому, стоял один из «знаменщиков», работавших в церкви Благовещения в Ярославле, — либо Федор Игнатьев, либо Федор Федоров. Однако предпочтение надо отдать Федорову, поскольку фрески Дмитриевской церкви не только грубее предтеченской росписи, но и более экспрессивны, фигуры еще более изломаны, а пейзаж и архитектура еще более приближаются к «реальному», «живоподобному». К тому же эта стенопись уже целиком выдержана в духе барокко с его неудержимой фантазией, пренебрегающей законами тектоники и связью с архитектурой, что опять-таки более характерно для манеры Федорова.

Продолжила встречу реставратор Ольга Александровна Соколова рассказом о церкви Иоанна Златоуста (Жен Мироносиц) конца XVII века.

— По своему живописному объемному построению она почти повторяет Константино-Еленинский храм: двусветный куб на подклете, также завершенный пятиглавием, с пониженными прямоугольными пристройками — алтарем и папертью и с колокольней у северо-западного угла. Правда, паперть охватывает здесь не только западную, но и северную стороны куба, внося в композицию большую асимметрию.

В целом здание выглядит массивнее и проще, особенно в отношении фасадного убранства. Как указывает Г. К. Лукомский в своей книге «именно эта – одна из наиболее привлекательных церквей Вологды – как раз не описана у многих авторов книг о Вологде. Некоторые авторы относят ее к началу XVIII века! Другие соглашаются с тем, что этот храм, безусловно, хорошей поры развития форм русского стиля XVII века, мог быть построен и в XVI веке».

Что удивительно, церковь сохранила лепной декор верхнего храма, удивительные росписи и многое другое. При этом в 1930 году строения храма были переданы под нужды военного ведомства — здесь разместили складские помещения. Возможно, такой хозяйственный подход и поспособствовал сохранению многих уникальных архитектурных и искусствоведческих особенностей.

— И завершает наш маршрут, — заключила свою беседу лектор, — церковь Сретения Господня, один из символов нашего города, интереснейший памятник, располагающийся на излучине реки Вологды против Вологодского кремля, представляющий восхищенному взору свою изящную колокольню. Вот уже почти 300 лет храм являет посетителям красоту зодчих и таинство молитвы.

Храм 1731-1735 годов постройки. Архитектура церкви соединила русское барокко и традиционное русское узорочье XVII века, отмечается красотой, изяществом, церковь единична в своем исполнении, содержит украшения лепным декором и поясами изразцов, что редко встречается в Вологде.

Сильно вытянутый в высоту куб, увенчанный пятью главами на тонких барабанах, изящные кресты в одной связи с колокольней, крыльцо на два всхода – все это представляет интерес исследователей, краеведов, художников.

Интерес представляют также надглавные кресты, исходящие из центра прямые или волнистые линии. Символически линии передают сияние солнца. Солнце очень важно в жизни человека — оно является основным источником света и тепла, жизнь на нашей планете без него невозможна. Солнцем правды даже называют Спасителя.

Известное выражение «Свет Христов просвещает всех» содержит глубокий смысл. «… Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8,12). Но как передать этот невещественный свет средствами, имеющимися под рукой? Тем более что материал у русских кузнецов был один — металл. В придачу молот и клещи, да еще и собственные руки. Но русские мастера разрешили эту задачу. Они изображали свет-сияние прямыми и волнистыми линиями, исходящими из центра креста.

На этих линиях можно часто заметить небольшие звезды. Они являются символами царицы звезд — Вифлеемской звезды, той самой, которая привела волхвов к месту рождения Иисуса Христа. Кроме того, звезда — символ духовной мудрости и чистоты. Звезды изображали на Кресте Господнем, чтобы он «сиял яко звезда на небеси».

Встречается и трилистная форма креста, а также трилистные завершения его концов. Треугольник и трилистник в православии символизируют Святую Троицу и часто встречаются в храмовых надписях и надписях на надгробных плитах.

Подводя итог небольшого «путешествия» по городу, в очередной раз хочется сказать: как необычайно красив наш город Вологда, как много еще может поведать его история! И не зря в свое время купцы ехали сюда со всей России и везли не только свои товары — они несли сюда культуру других регионов страны. Элементы ее оседали здесь, шло приспосабливание к местным вкусам, суровым природным условиям: так рождалась самобытная культура Русского Севера и архитектура как ее важная составляющая. Именно в эти времена были созданы лучшие архитектурные сооружения.

Гость встречи поблагодарила организаторов за теплый прием и аудиторию, которая с интересом слушала рассказ реставратора.

 

Ольга СОКОЛОВА