Праздник Крещения Господня — это воспоминание евангельского события, когда Христос пришел на берег реки Иордан и был крещен пророком Иоанном. В греческом тексте Евангелия крещение обозначено словом, которое означает «погружение в воду». Иоанн проповедовал крещение покаяния для прощения грехов: приходя на пустынный берег Иордана к Иоанну Предтече, люди исповедовали свои неправды и символически смывали их с себя в речной воде.
Когда к Иоанну пришел безгрешный Христос и тоже изъявил желание креститься, тот поразился: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» — так передает слова пророка Иоанна евангелист Матфей. Ответом на недоумение были слова Спасителя: «Так надлежит нам исполнить всякую правду», то есть – Божию волю. Христос как Человек должен был исполнить все постановления закона иудейского, чтобы, преодолев его, дать Свой новый благодатный закон.
Сразу после того, как Иисус принял Крещение, на Него снизошел Дух Святой в образе голубя, а с неба возгремел глас: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» Бог Отец засвидетельствовал, что Иисус — не только Сын Человеческий, но еще и Сын Божий. Так в событии Крещения впервые видимым образом явили Себя все Лица Святой Троицы, поэтому праздник получил и второе название — Богоявление.
Конечно, Христу не было необходимости смывать с Себя грехи — у Него их не было. Но Он пришел в мир для того, чтобы взять на Себя ответственность за чужую скверну, за грехи всех людей, живших в мире до Него, во время Его земной жизни и после Него, и искупить их, пострадав на Кресте. Войдя в воды Иордана, Спаситель сделал самый первый шаг на этом пути — символически взял на Себя человеческие прегрешения; так объясняет великий христианский богослов святитель Иоанн Златоуст.
Схождением в воды Иордана Христос заново освятил водное естество, а через него — и всю сотворенную природу. Некогда грехопадение Адама и Евы изменило весь мир: не только человек, но и природа, с которой он тесно связан, понесли на себе печать греха и смерти — последствия отпадения от Бога. Но Христос, погрузившись в Иордан, обновил воды, а с ними и весь сотворенный мир, освободив их от скверны и тления. Не случайно главное христианское таинство, Крещение, совершается «водою и Духом»: освященная вода воспринимает благодать Святого Духа, и погружаясь в нее, верующий точно так же обновляется и рождается духовно — как христианин. В этом отличие таинства Крещения, установленного Христом, от крещения Иоаннова, которое вело человека к покаянию, но не подразумевало его духовного перерождения.
Воду, освященную накануне праздника, в Навечерие (иначе называемое крещенским сочельником) и в сам день Богоявления, Церковь именует агиасмой, то есть великой святыней. Она хранится месяцами и даже годами, обладает свойством укреплять духовно. Конечно, чудесные свойства крещенской воды проявляются только при условии веры человека.
В старину на Руси всякую прорубь во льду реки или озера, сотворенную ради крещенского освящения воды, именовали Иорданью.
Праздновать Богоявление начали еще при жизни апостолов. В то время это были длительные торжества, посвященные явлению Бога в мир, — и Его Рождеству, и Крещению. В IV веке эти праздники разделились, а время между ними стали называть святым, или святками.
Традиция совершать крещенские купания не предписывается церковным уставом, она зародилась в народной среде. Христиане совершают купания исключительно по собственной инициативе.
Областная газета «Красный Север» № 4 от 17 января 2024 года
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Северная Фиваида». Новости о жизни Церкви в пределах Вологодской митрополии, душеполезные публикации, уведомления о предстоящих церковных событиях — всю эту и другую полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон в Telegram. Для подписки перейдите по ссылке.
Поделиться в соцсетях: