Инстаграм-проповедь. «Брошенные камни»: антропологическая катастрофа

Продолжаем знакомить читателей с проповедями митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы, с которыми владыка каждый день, в девять часов вечера, выходит в Инстаграм @avvasavva.

В последнее время часто попадаются заголовки подобного характера, вот и я решил «в стороне не оставаться». Ведь в настоящее время человечество уже даже не стоит на пороге, а полноценно принимает участие в процессе антропологической катастрофы. Давайте коснемся сегодня этой серьезной темы.

Само понятие «антропологическая катастрофа» было введено в обращение знаменитым советским философом Мерабом Константиновичем Мамардашвили и довольно быстро получило распространение как в философской среде, так и в литературных трудах.

Казалось бы, какое нам до этого дело? Мы же о христианстве говорим, причем тут философия? Не будем делать поспешных выводов, ибо не все так просто и «на поверхности». Тема нам гораздо ближе, чем кажется, так как современной эпохе стало свойственно полностью размывать основы человеческого существования.

Если кратко и по сути о природе и механизмах антропологической катастрофы, то – это уничтожение, разрушение или ослабление человеческого в человеке, отсутствие познавательных процессов и нежелание «выходить» за рамки исключительно социально-биологических потребностей и «ролей».

Давайте попробуем посмотреть на ситуацию глазами психологов и философов, ненадолго встав в ряды учеников, вникая в глоссарий их понятий.

Мераб Мамардашвили особенно четко разделил «сущее» и «бытие», отнеся к порядку «сущего» «все, что делается как бы само по себе, без участия и усилия человека», «управляя» процессами его жизни словно помимо него.

Если же смотреть на происходящее нашим прежним взглядом, то тут же ассоциативно всплывут примеры соблазнов и помыслов. Когда человек, порой оправдываясь, говорит: «Ну что я мог сделать, «нечистый» попутал, вот я и выпил (съел, украл и т.п.), а так бы я — никогда!». Сразу вспоминается анекдот. Украл мужик лапти, поймали его, он – в ответ: мол, бес пришел, заставил, сам бы я не стал. Вот тогда бес и появляется со словами: «Ты, Вася, на меня-то не греши, я был другими делами занят!».

Ну, а теперь вернемся к серьезному и продолжим снова в роли учащихся. Жизнь бросает человеку вызов: «Быть или существовать?». Под «бытием» Мамардашвили понимал те редкие акты и события, которые свершаются в жизни именно по осознанной, доброй воле самого человека, когда индивид в качестве первопричины своих жизненных обстоятельств ставит самого себя, проявляя за них ответственность, не выискивая причин вовне.

Например, человек выбирает профессию не потому, что она «престижная», а потому, что ему важно и интересно обозначить ее делом своей жизни, которое требует от него полного участия и посвящения. Другими словами, не что-то внешнее прельщает человека, а он сам, исходя из своего существа, внутреннего мира, свободно определяет для себя сферу жизнедеятельности.

По этому случаю можно упомянуть философствование Сократа, за которое он не получал никаких выгод, но от которого не отказался даже перед угрозой наказания. Ну и, как говорится, зачем далеко ходить, — вспомним и о священнослужителях, ведь это как раз пример того самого, что ни на есть осознанного благоизбрания на всю жизнь и даже дольше.

Разницу между «существованием» и «бытием» можно обозначить с помощью двух простых вопросов: «почему?» и «зачем?». Если видят летящий камень, не спрашивают: «зачем он летит?»; скорее, задаются вопросом: «почему летит?». Ответ, скорее всего: «наверное, его кинули». Значит, есть некая внешняя, не зависящая от камня причина, приведшая его в движение.

Вопрос «зачем?» предполагает наличие самостоятельной воли, способной к свободному целеполаганию. Ведь многие люди в своем «инерционно-пассивном социальном прозябании» сущностно абсолютно ничем не отличаются от летящего камня — их тоже «толкает» некая внешняя причина: желание родителей, мода, стереотипы, социальные обязательства и многое, похожее на это.

Итак, завершая наш сегодняшний разговор на серьезную тему и оставляя вам пространство для размышления, напомню цитату уже известного нам Мераба Константиновича: «Когда я слышу об экологических бедствиях, возможных космических столкновениях, ядерной войне,… все это кажется мне менее страшным и более далеким, чем те вещи, которые я описал и которые есть в действительности самая страшная катастрофа, ибо касается она человека, от которого зависит все остальное».

Подумайте об этом. И не будьте «брошенными камнями». Храни вас Бог!

САВВА,
митрополит Вологодский и Кирилловский