Вечером 12 марта 2023 года, в Неделю 2-ю Великого поста, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил чинопоследование, установленное в воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. За богослужением владыка обратился к пастве с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Взирая на свою жизнь, на различные исторические факты, мы с вами порой не особо и задумываемся о значении того или иного события в жизни целой человеческой общности.
И вот нынче, когда мы с вами слышали евангельское повествование о великом событии, которое совершилось без малого две тысячи лет тому назад, — наше сознание воспринимает его как некую обыденность. Мы не были свидетелями самых последних минут жизни Иисуса Христа, о которых нам сегодня повествовало Евангелие. Нам трудно представить, какие душевные, физические и духовные страдания переживал Христос Спаситель. Ведь Он находился перед ликом смерти. Он понимал, что идет на смерть, и это, как любого человека, Его тяготило.
Мы с вами видим, как тяжело Ему было во время Гефсиманского моления. Он переживал, чувствовал богооставленность — то есть Ему были свойственны чувства, присущие любому человеку.
В душе Христа происходило определенное борение, и поэтому Он просит Бога Отца, чтобы Тот не оставил Его. Мы с вами видим, как Ему тяжело было на судище у Пилата, как над Ним издевались, как Его побивали плетьми, как ложно обвиняли — Он был оболган, оплеван, заушен…
Когда мы с вами претерпеваем какие-то унижения, или нас постигают различные неурядицы, мы очень переживаем. Любое слово осуждения в свой адрес воспринимаем как удар плетью, и наши гордость и самолюбие взывают о том, чтобы ответить обидчику резким словом осуждения или унижения. Но Христос просто молчал. Он смотрел на все, что с Ним делали, и молил Бога Отца, чтобы Господь Его укрепил.
Нам сложно понять, что переживает человек, оказавшийся на Кресте; мы не можем себе представить Его муки. Узнать, как все это происходило, мы можем только из воспоминаний очевидцев и исследований историков, — но как можно почувствовать те язвы гвоздиные, которые были нанесены Иисусу Христу, когда Его распинали? Ощутить, как мучится от обезвоживания организм человека, находящегося под палящим солнцем? А еще если при этом люди, стоящие рядом, издеваются над Ним. «Сойди с креста!» — кричат одни, а им вторят другие: «Ты же Сын Божий, таким называл Себя, — так пускай Господь придет и заберет Тебя!» И это вместо поддержки, вместо слов утешения, сострадания…
И вот что странно: казалось бы, Он не был причастен ни каким общественным изменениям, которые могли бы вызвать у людей неприязнь к Нему, не проводил никаких реформ, не вел никакой социальной политики, Он не был вообще причастен к властям — ни к мировым, ни каким-то другим. Он не одаривал людей и не забирал у них золота или серебра; наоборот, только давал им — воскрешал умерших, исцелял заболевших… И все делал безвозмездно — бесплатно.
Казалось бы, к такому человеку пойдет с просьбами весь мир — а к кому еще обратиться, чтобы исцелил болезнь, чтобы воскресил умершего сына? Не правда ли, в наше время многие матери, которые своих сыновей потеряли, могли бы подойти ко Христу. И Он, наверное, воскресил бы мертвых, избавил бы больных от страданий.
Но мир не оценил Христа Спасителя — к сожалению или к счастью, этого мы не знаем. И вот парадокс человеческой психологии: все, что дается даром, от чистого сердца, люди часто воспринимают как некий заговор, как то, что вообще невозможно принять. Это свидетельствует еще о и том, что наши с вами сердца находятся во зле, что они укоренились в ненависти, во вражде друг к другу. И то, что предлагается, может быть, искренне, от чистого сердца, иногда воспринимается нами как проявление лицемерия.
Христа род человеческий распял на Кресте просто за то, что Он творил добро, за то, что любил ближних и всех людей, Свои создания. Вот интересный поворот, не правда ли? Вспомним, что родился Он не во дворце, а в Вифлеемской пещере; что не имел, где главу преклонить… Тому, Кто создал целую Вселенную, человечество смогло выделить только небольшое количество квадратных сантиметров Креста.
Хотя со времени этого события прошло более двух тысячелетий, думаю, произойди это сейчас — случится то же самое. Так же на вилах или на чем-то еще поднимут Его, так же распнут, так же будут оплевывать и обижать.
Все это можно увидеть на страницах истории — и всей вселенной, и Отечества нашего. Были в истории такие люди, которых называют мучениками, — они подражали Христу, несли людям веру Его, и так же, как Он, были умучены, так же были убиты — расстреляны или распяты, или повешены… Таких случаев очень много.
Хотелось бы, чтобы каждый из нас заглянул в глубину своего сердца и понял: насколько он готов увидеть Христа, быть с Ним? готов ли повторить подвиг Его?
Каждый из нас сочетавался Ему, Христу, в момент Крещения. Но давайте задумаемся, являемся ли мы плотью и кровью Христовой? Каждый из нас причащается Тела и Крови Христовых, каждый из нас является сосудом, где Тело и Кровь Христовы пребывают. И недаром над могилами христиан возносится крест Христов — это некая память, чтобы, взирая на этот крест, мы вспоминали, что являемся частью Его, и чтобы мы попытались сораспяться Ему в течение всей своей жизни.
Пусть сила Животворящего Креста осеняет наши сердца и направляет наши души ко спасению ради общения со Христом!
Аминь!