27 августа 2023 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию в Софийском кафедральном соборе города Вологды. За богослужением владыка Савва обратился к молящимся с архипастырской проповедью.
Архипастырское слово владыка Савва начал с напоминания истории о богатом юноше, которую мы слышали на Литургии, рассказанную евангелистом Матфеем. Владыка отметил, что евангельское повествование раскрывает мысль о том, что всё может быть дано нам, всё можем мы иметь – но ничто не должно обладать нами.
– «Вспоминается история, – продолжил митрополит Савва, – как один купец пришел к старцу и стал утверждать, что он – свободный человек, так как имеет огромное количество денег и, следовательно, может делать всё, что заблагорассудится. Старец спросил его: «Скажи, куда ты привёл свой караван верблюдов – на ту землю, где много травы, или туда, где травы нет?» Купец ответил, что он остановился там, где много травы: пусть верблюды вдоволь поедят. Старец сказал: «Получается, что ты зависим от своих животных, ведь это они определяют место, где ты должен остановиться». С другой стороны, подумаем о человеке, который не имеет больших благ, – значит, нет у него многопопечительности о том, как бы сохранить своё богатство.
В этом диалоге Спасителя и юноши нам открывается причина, по которой трудно войти в Царствие небесное богатому человеку: вся его жизнь изо дня в день направлена на заботы о сохранности своего благосостояние и его преумножения.
Монашествующие Северной Фиваиды, которые, не имея ничего, пребывали в дремучих лесах и болотах, большую часть своего времени посвящали Богу, отдавали все силы молитве. Христос указывает нам: самое важное для человека – общение с Богом. Именно поэтому трудно богатому войти в Царство небесное: ведь его жизнь заполняет огромная масса разнообразных дел, включая и то время, которое он мог бы тратить на общение с Богом. А человек, не обремененный житейскими заботами, и молиться может чаще.
Недаром же текст «Херувимской песни» говорит нам: «всякое житейское отложим попечение». На Великом входе, очень важном месте Литургии, Церковь Христова напоминает о необходимости отложить заботу о своих житейских делах и заботах. Эта часть богослужения знаменует и великое событие – Вход Господень в Иерусалим, когда уже не за горами Крестная Жертва, ради совершения которой пришёл к нам Христос – Спаситель мира. В это особое время мысли наши должны быть возвышенными, направленными к Богу.
В храм мы приходим для молитвы, но ум человеческий постоянно витает в каких-то проблемах и размышлениях; а то мы и осуждаем кого-то из стоящих рядом с нами, входящих в храм или выходящих из него; нам кто-то всё время мешает молиться, мы постоянно отвлекаемся. В этом и задача врага рода человеческого: похитить время, которое дано нам для того, чтобы в храме побеседовать с Богом. Получается, что из двухчасового стояния в храме едва ли одна только минута отдаётся молитве Богу, нашим мыслям о Нём, беседе с Ним.
Считаю, что самым важным для нас является именно сосредоточенность во время богослужения. Церковь постоянно напоминает: откладывайте житейское попечение, вас ждёт Евхаристический канон, где будет принесена Великая Бескровная жертва.
Сегодня, в этот священный воскресный день, который называют «Малой Пасхой», хотел бы, чтобы мы все ещё и ещё раз вспомнили евангельские события, оценили бы Жертву, которую Христос принёс ради нас с вами. Хотелось бы, чтобы то благодатное время, которое даётся нам для размышления о Боге во время богослужения, мы действительно использовали именно для этого. А то порой мы, согласно древней мудрости, «что имеем – не храним, а потерявши – плачем».
Пусть благословение Божие пребывает со всеми нами! Храни всех Господь в здравии и благоденствию!