Проповедь митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова) после Литургии в храме Покрова Пресвятой Богородицы деревни Покровское

13 мая 2022 года, в день памяти святителя Игнатия (Брянчанинова), митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию в храме родового имения Брянчаниновых, в деревне Покровское Грязовецкого района. По окончании богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом.

 

Христос Воскресе!

Дорогие братья и сестры! Как важна в духовной жизни связь времен!

Мы с вами можем наблюдать подвижничество святых отцов первых веков христианства, особенно расцвет монашеской жизни. Мы читаем об этих замечательных подвигах в различных патериках, в святоотеческих творениях, таких, например, как творение преподобного Иоанна Лествичника, именуемое «Лествицей», или «Душеполезные поучения преподобного аввы Дорофея». Это некие аскетические опыты, являющиеся для нас своего рода «зарубками» на пути, взирая на которые мы идем прямым путем, не сворачивая. Они дают нам определенное направление и являются путеводной звездой.

Сегодня мы вспоминаем святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского. Этот святитель оставил нам свои замечательные творения. Таким образом, он оставил нам еще одну связующую нить. В общем-то, он не сказал ничего нового, а просто нам с вами, со временем дебелеющим, изложил древние творения на современном языке. Пусть этот язык дореволюционный, но он пока еще нам с вами понятен.

Но нужно сказать следующее. В жизни духовной очень важно наблюдать за своими помыслами, за своими чувствами, которые появляются внутри нас. И если мы с вами не будем относиться к этому внимательно, то нас ждет вечная погибель. Святитель Игнатий в своих творениях указывает на такую очень важную, губящую нас составляющую, как ложная мысль. Он говорит о том, что в человеке находятся мысли, образы. И так как лучше него не скажешь, я хотел бы процитировать некоторые его изречения, которые, я думаю, нам помогут.

Он говорит: «Ум наш имеет способность мышления и способность воображения; посредством первой он усваивает понятия о предметах, посредством второй усваивает себе образы предметов. Диавол, основываясь на первой способности, старается сообщить нам греховные помыслы, а основываясь на второй способности, старается запечатлеть соблазнительными изображениями» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Слово о чувственном и о духовном видении духов. Т. 3, с. 58-59).

Образ, действительно, имеет для нас огромное значение. Недаром в школе нам формируют определенный образ. Ведь «образование» – это стремление к определенному образу. В семье нам тоже преподаются образы: образ отца, образ матери, образы бабушки и дедушки. Все эти образы – это, по сути, то доброе, что должно формировать нас как человека положительного.

А вот задача бесов противоположна: составить нам иные образы, образы лживые. Причем, порой эти образы могут быть отчасти правдивыми. Но таково свойство лжи: ложь, имеющая частичную правду, кажется нам правдой. Как, например, мы часто можем видеть в информационном поле, где, казалось бы, говорится ложь, но она имеет частичку правды – и мы с вами начинаем прислушиваться к ней.

Так вот, в духовной жизни ложный образ не дает нам идти вперед. «Греховные и суетные помыслы, мечтания и ощущения, — учит святитель, — тогда могут несомненно повредить нам, когда мы не боремся с ними, когда услаждаемся ими и насаждаем их в себя. От произвольного содружества с грехом и от произвольного общения с духами отверженными зарождаются и укрепляются страсти, может вкрасться в душу неприметным образом прелесть» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 1, с. 291).

Прелесть – это этап на пути вниз, потому что враг нас прельщает ложными образами.

Например, мы впервые совершаем тот или иной молитвенный труд. Каждый из нас когда-то испытывал этап некоего молитвенного «горения», когда мы думаем о том, как было бы хорошо молиться круглые сутки, читать Псалтирь, стоять на коленях, совершать поклоны и так далее. И вдруг кому-то является образ Божией Матери или образ Спасителя, образы ангелов. Конечно, это иллюзия, обман.

Но как себя оградить от такого духовного заболевания? Научиться не доверять этим образам. Всякий раз, когда появляется какой-то образ, не доверяйте ему. Потому что мы с вами, как говорят святые отцы, удобопреклонны ко греху. И чтобы предотвратить греховное падение, нам самим нужно договориться с собственным разумом и не доверять этим изображениям, которые появляются в нашем уме.

Подтверждением этому являются такие слова святителя Игнатия: «Самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения; этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все сочиняемое мечтательностию нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле – есть вымысел и ложь, столько свойственные, столько возлюбленные падшему ангелу. Мечтатель с первого шагу вступает в область лжи, в область сатаны, подчиняется произвольно влиянию сатаны» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Аскетические опыты. Т. 1, с. 234).

Вот как опасно иметь в уме образы во время нашего молитвенного делания.

Поэтому, дорогие, встав на путь спасения, прибегайте к трудам святителя Игнатия (Брянчанинова). Можно сказать, что его труды – это концентрация того духовного опыта, который был накоплен Церковью до него и сохранился в трудах других отцов.

Пользуйтесь этими «зарубками» на духовном пути. Идите по нему правильно, не сбивайтесь с пути спасения. Не доверяйте никаким образам – ни снам, ни видениям. Доверяйте только Богу, читая слово Божие и святых отцов. Вот где истина. Вот где правда и спасение.