О благовествовании апостола Павла

Слово митрополита Вологодского и Кирилловского САВВЫ, 

произнесённое в Воскресенском кафедральном соборе в Вологде 
25 октября 2020 года.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Дорогие отцы, братья и сестры! 

Хотел бы обратить ваше внимание на один из читавшихся сегодня за Литургией текстов — фрагмент из Послания апостола Павла к Галатам, где апостол вспоминает о своем обращении. Апостол Павел пишет, что был он «Еврей от Евреев, по учению фарисей» (Фил. 3:5). Ревность о славе закона Моисеева являлась главной идеей и смыслом его жизни и была для Павла настолько важна, что он в поисках нарушителей заповедей Моисеева закона ходил по странам и весям, где совершал гонения на христиан. С этой целью Павел отправился и в Дамаск, а на пути в этот крупный город услышал голос с неба: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Наверное, вы помните историю, как он ослеп, как встретился с некоторыми из апостолов, был исцелен. С того самого времени Савл стал Павлом: он из фарисея превратился в действительно великого, первоверховного апостола, пламенного проповедника Евангелия Христова.

Между тем, большинство христиан того времени отвергали апостола Павла. Почему? Потому, что в основном все они были так называемыми иудеохристианами, то есть пришли к вере христианской из обращенных иудеев. Для них первостепенное значение имела буква закона. Не могло сознание этих людей отказаться от исполнения Моисеева закона, который хоть и затруднял жизнь фарисеев, предписывая строгое соблюдение многочисленных требований, но был гораздо проще христианского благочестия, так как не нёс в себе духовного смысла, очень важного в жизни христианской. Вчерашним иудеям было во много раз проще исполнить неимоверное количество требований закона Моисея, чем подвигнуть себя на совершение духовных усилий. Духовная благочестивая жизнь – это постоянный подвиг, который требует не многочисленных поклонов, крестных знамений или других каких-либо действий, а тонкого внимания к движениям своей души, и это никак не зависит от числа поклонов или поставленных на подсвечнике свечей. Нет! Если уж молитва наша должна быть непрестанной, то и подвиг этот тоже непрестанный — постоянно ходить пред Богом, то есть непрестанно памятовать о Нем.
Почему апостола Павла не приняли христианские общины того времени? Ну, конечно же, потому, что помнили его как великого гонителя христиан. Кроме того, они не доверяли тому, что апостол Павел проповедовал, не понимали его благовествования. Он убеждал их освободиться от закона Моисеева, и этого они не могли ни понять, ни принять. В чём заключалась эта свобода, зачем она нужна? Ведь у них был закон!

Апостол Павел говорит о том, что свобода наша заключается в любви — к Богу и человеку, к ближнему нашему. Он говорит интересные слова: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11). И здесь, действительно, у многих христиан возникали вопросы: «Разве ты, Павел, был рядом со Христом, как те двенадцать апостолов, что сопровождали Его на Елеонской горе? Или как те семьдесят, которые следовали за Ним в странствиях? Они-то воочию видели и слышали Спасителя. Они знали Его сердечное настроение и приняли от Него благовествование. Они были научены Христом, как быть «ловцами человеков». Но ты, Павел, откуда воспринял благовествование? Да еще утверждаешь, что получил его от самого Иисуса Христа!»

Конечно же, никто из современников апостола Павла не знал, что же произошло там, на пути в Дамаск. А произошло, возможно, большее, чем могли увидеть Павловы спутники. Быть может, в момент обращения апостол получил шанс в одночасье услышать слово Евангелия из уст Иисуса Христа. В тот момент вчерашний гонитель вдруг осознал, Кто обращается к нему.
Конечно же, нельзя считать, что учение, воспринятое апостолом Павлом в тот момент, в чём-то главном отличается от учения, переданного другими учениками Христа, — это поймёт каждый, кто внимательно прочтет труды апостола Павла. Его проповеднический труд — двенадцать посланий к разным христианским общинам — наполнен евангельским духом. Труды апостола Павла в Новом Завете — вот они, налицо. Их значительно больше, чем написали все евангелисты: два из них, Матфей и Марк, оставили нам только свои редакции Евангелия, апостол Лука, кроме того, написал часть «Деяний», а Иоанн Богослов к своей Благой вести добавил соборные послания и Откровение.
Апостол Павел не отрицает своего прошлого: «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал её, и преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал. 1: 13 — 14).

Он даже подчеркивает свою неумеренность в следовании учению отцов. Что это означает? Люди видели, как он гнал христиан, даже участвовал в побивании камнями первомученика Стефана. Но только ли об этом говорит слово «неумеренный»?
Мы излишним благочестием не страдаем; напротив — нам порой этого благочестия не хватает. Даже если и есть среди нас те, чье благочестие можно назвать в определенной степени «неумеренным», то и они больше внимания обращают на внешнее, чем на внутреннее наше состояние. Так что даже самые упорные ревнители благочестия среди нас похожи на иудеохристиан, которые внешне восприняли евангельский закон, но не поняли духа и смысла его.

Апостол Павел пишет: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею, благоволил открыть во мне Сына Своего, чтобы я благовествовал Его язычникам» (Гал. 1:15). Помните день Святой Пятидесятницы? Помните жизнь святых апостолов до этого дня? Где они пребывали? Прятались «страха ради иудейска» — каждый в своей щели, боялись выйти на улицу. Их активность после распятия Иисуса Христа, можно сказать, была нулевой. Практически все они были предателями Иисуса: апостол Иуда предал и покончил с собой; апостол Петр трижды отказался от Спасителя; он хоть нашел в себе достаточно сил и разума раскаяться и всю жизнь сокрушался о своем предательства. Но ведь и остальные апостолы предали Иисуса Христа тем, что боялись открыто исповедовать Имя Его. Только апостол Иоанн Богослов вместе со святыми женами-мироносицами и Пресвятой Богородицей пришел к месту распятия Иисуса Христа; только они участвовали в Его погребении.
Теперь вспомним, что происходит в день сошествия Святого Духа. Ученики Спасителя, пятьдесят дней проведшие в страхе, робко прятавшиеся от всех, вдруг из предателей становятся проповедниками и благовестниками — Апостолами с большой буквы. И если мы исследуем жизнь каждого из них, то увидим, что все они, за исключением апостола Иоанна Богослова, стали мучениками за Христа.
Подобное преображение пережил и апостол Павел: был озарен благодатью Божией, и в него вселился Дух Святой, так что он стал из гонителя апостолом Христовым!

Нам с вами, дорогие братья и сестры, когда мы пытаемся совершать свое шествие в Царство Небесное, необходимо понимать, что вся наша жизнь должна быть предана Богу. Мы должны всю жизнь отдать Ему! И хотя у нас много немощей, страстей, но, подобно апостолу Павлу, всё мы можем во укрепляющем нас Господе! Единственное, что требуется от нас, – это желание веровать, совершать спасительные дела во славу Божию.

На примере святого апостола Павла и иных учеников Христа мы видим, как тот Дух Утешитель, Которому мы молимся каждый день, исправляет человеческую немощь, направляет нас к тому, чтобы мы послужили и во благо нашего спасения, и во благо Церкви, как это делали святые апостолы. Святой первоверховный апостол Павел возвещает нам свободу от закона, в которой мы, укрепленные любовью к Богу и ближнему своему, являемся воистину свободными. Мы можем выбрать свободу спасения или свободу погибели, но у всех у нас хватит разума и сердца, сокрушенного и смиренного, чтобы выбрать спасительный путь в Царство Небесное, к которому призывали нас святые апостолы. Будьте свободны в любви и добродетели!
Аминь.