Доклад митрополита Вологодского и Кирилловского на Собрании духовенства Вологодской епархии 28 марта 2024 г.

ДОКЛАД

МИТРОПОЛИТА ВОЛОГОДСКОГО И КИРИЛЛОВСКОГО САВВЫ

на Собрании Духовенства Вологодской епархии

28 марта 2024 г.

      

Всечестные отцы и матушки игумении, братья и сестры!

С Великим Постом всех вас! Вот уже идёт на сегодняшний день вторая седмица спасительного Поста, приветствую всех на этом собрании, подводящем итог нашей совместной работы за ушедший период 2023 года. Год был весьма запоминающимся, что касается событий нашей епархии и мира в целом, однако, хочется верить, что житейские бури не утомят нас своими тяготами, а мы, гонимые «ветрами вышних сил», будем и дальше следовать по пути спасения в соборности нашей Церкви Христовой.

И хотя в продолжение года со многими здесь присутствующими, мы имели молитвенное общение за богослужениями, встречи и контакты, однако, в таком большом собрании, где собран весь наш клир, к сожалению, приходится встречаться не часто.

Сегодня мы снова собрались здесь также и с той целью, чтобы определить последующие планы на грядущий период жизни в нашей епархии, поговорить о наиболее важных темах церковной жизни, и вместе с тем решить ряд насущных организационных вопросов. Помимо этого, традиционно должен ознакомить вас с некоторыми статистическими данными за 2023 год. Давайте начнём.

На сегодняшний день Вологодская епархия включает в себя (в скобках в 2022 г.):

  1. 118 зарегистрированных приходов (118);
  2. 64 приписных храма (из них в составе благочиния монастырей̆, архиерейских и монастырских подворий̆) (63);
  3. 94 часовни (94).

Итого: 181 храм и 94 часовни (в 60 храмах богослужение совершается чаще одного раза в неделю).

По состоянию на текущий момент пастырское послушание совершают:

  1. 128 (127) священников;
  2. 13 (16) диаконов.
  3. Итого: 141 (143) клирика.


Действующих монастырей в епархии 9 (9),
из них 7 мужских (7) и 2 — женских (2) в составе которых:

  1. 19 монашествующих, не имеющих сана (20);
  2. 27 иеромонахов (28) (из них несут своё̈ послушание на приходах епархии – 3);
  3. 7 иеродиаконов (7) (из них несут своё̈ послушание на приходах епархии – 1);
  4. 10 послушников и послушниц (8);
  5. 3 клирика из состава «белого» духовенства совершают своё̈ служение в женских монастырях (3).

Итого: 53 монашествующих (55), 10 послушников (8), 3 клирика (3).

Заштатное духовенство Вологодской̆ епархии на 2023 г. составляет 15 (14) человек.

Принято в штат Вологодской̆ епархии – 3 священнослужителя (3).

Выведено за штат в связи с переходом в другую епархию – 6 священнослужителей (3).

Почислен за штат по состоянию здоровья — 1 священнослужитель (иерей Валентин Полуэктов) (2).

Запрещён в священнослужении – 1 священнослужитель (игумен Нестор (Кумыш)) (2).

Рукоположено в 2023 году:

  1. в священнический сан – 3 человека (4);
  2. в сан диакона – 0 человек (4).

Итого: 3 человека (8).


В Вологодское епархиальное управление в 2023 году поступило и рассмотрено 5370 документов (5588),
из них:

  • входящая документация – 1666 (1910);
  • исходящая документация – 1530 (1420);
  • указы – 128 (180);
  • распоряжения – 160 (107);
  • резолюции епархиального архиерея – 1886 (1971).

В Вологодской митрополии действует Вологодская духовная семинария:

  • число преподавателей̆ – 58;
  • число обслуживающего персонала – 1;
  • бакалавриат – 196 человек (очно обучаются – 30 студентов, заочно – 166 человек);
  • катехизаторское отделение – 44 человека (очно – 20, заочно – 24);
  • регентское отделение – 27 человек.

Всего обучаются на данный момент – 267 человек.

В различных духовных школах Русской православной Церкви от Вологодской̆ епархии обучается всего 13 человек:

  • в Общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – 1 человек (докторантура);
  • Санкт-Петербургской духовной академии – 5 человек (аспирантура);
  • Московской духовной академии – 4 человека (магистратура – 3, бакалавриат – 1);
  • Сретенской духовной академии – 1 человек (аспирантура);
  • Екатеринбургской духовной семинарии — 2 человека (магистратура).

Случились два чрезвычайных происшествия:

  • 09.10.2023 г. – кража кружки с церковными пожертвованиями из храма апостола Андрея Первозванного г. Вологды. Размер материального ущерба не установлен.
  • Октябрь 2023 г. – выявлена утрата церковной утвари из храма преподобного Мартиниана Белоезерского на озере Вожа.

Также в период с прошлого епархиального собрания невосполнимой утратой стала кончина клирика храма блгв. кн. Александра Невского г. Вологды протодиакона Сергия Тимофеева († 22.02.2024).

ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕПАРХИАЛЬНОГО АРХИЕРЕЯ В 2023 ГОДУ

В 2023 году удалось совершить богослужения в большинстве действующих храмов города Вологды и посетить приходы всех благочиний Вологодской̆ епархии, а также монастырей Вологодской епархии.

За обозначенное отчётное время совершено великое освящение храма в честь Всех Святых в селе Шуйское Междуреченского района и великое освящение храма в честь Святой Троицы села Кубенское Вологодского района. Также совершен чин закладки нового деревянного храма во имя святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, в деревне Гридино Вожегодского района. Кроме этого, совершено освящение часовни преподобных Кирилла и Ферапонта Белозерских на горе Мауре близ Кирилло-Белозерского монастыря, а также совершен чин закладки деревянного храма во имя первоверховных апостолов Петра и Павла в селе Иванов Бор Кирилловского муниципального округа.

В период с января по декабрь 2023 года мною было совершено 159 (179 – в 2022 г.) богослужений.

Памятными событиями в ушедшем году для Вологодской митрополии стали:

перенесение святых мощей праведного Александра пресвитера Вологодского в День памяти Вологодских святых из Софийского кафедрального собора в храм святого праведного Лазаря г. Вологды;

принесение мощей великомученика Георгия Победоносца в город Вологду.

За прошедший год под моим председательством прошло 7 заседаний Епархиального совета. Среди важных вопросов, рассмотренных Советом, стали:

  • о жизни и деятельности церковных округов Вологодской епархии;
  • о приёмной кампании 2023 года и состоянии дел Вологодской духовной семинарии;
  • о приходской и епархиальной финансовой деятельности;
  • о проведении Епархиального собрания Вологодской епархии;
  • о тщательной подготовке кандидатов к принятию священного сана (циркулярное письмо Управления Делами МП № 3898 о п. 9 Постановления Архиерейского Совещания от 19.07.2023 г.);
  • о порядке направления клириков в зону СВО и участия пастырей в окормлении воинов, вернувшихся с фронта (циркулярное письмо Управления Делами МП № 3899 о п. 5 Постановления Архиерейского Совещания от 19.07.2023 г.);
  • о священниках Вологодской епархии, пожелавших совершать пастырское служение в зоне проведения СВО;
  • о докладе Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском Совещании 19 июля 2023 г.;
  • о решениях Священного Синода и циркулярных письмах управляющего делами Московской Патриархии;
  • о реализации программы «Социокультурные истоки» в Вологодской области;
  • об организации торжественных мероприятий в День памяти Вологодских святых перенесения мощей святого праведного Александра Вологодского 25 июня 2023 года;
  • об организации принесения мощей великомученика Георгия Победоносца в город Вологду;
  • о возможности богослужебного употребления акафиста Всемилостивому Спасу в Вологодской епархии;
  • о регламенте составления годовых отчётов о жизни и деятельности Вологодской епархии;
  • о деятельности Благотворительного фонда «Наследие Русского Севера»;
  • наградной деятельности Вологодской епархии;
  • о деятельности отделов Вологодской епархии в 2023 году и планах работы отделов на 2024 год;
  • о календарном плане заседаний Епархиального совета Вологодской епархии в 2024 году.

В отчётном году мною было проведено 245 рабочих встречи, из которых 25 были с представителями светской власти, из них с Губернатором Вологодской области 8.

Кроме того, в составе делегации Вологодской области в октябре 2023 года мною совершена поездка в Республику Беларусь.

Как временно управляющий Великоустюжской епархией, совершил 3 архипастырских визита в оную за истекший год. Так же за пределами Вологодской митрополии, по приглашению Преосвященных, участвовал в богослужениях в Санкт-Петербургской, Волгоградской, Ярославской, Костромской митрополиях.

О ЖИЗНЕННОМ ВЫБОРЕ

На этом я завершаю подведение итогов по статистике и перехожу к основной теме своего доклада. В прошлом мы беседовали о темах, которые наиболее актуальны для жизни нашей епархии. И в этот раз хотелось бы также затронуть весьма немаловажный вопрос. Ведь что может быть важнее и значимее для христианина, чем семейные ценности, традиции и, в частности, передача практического и духовного опыта пастырства из поколения в поколение? И если мы взглянем на эту проблему со всех сторон, то можно, к сожалению, утвердить, что она постепенно даже приобретает масштаб глобальности.

То есть новое поколение, наша молодёжь, более того – дети священнослужителей, всё меньше хотят продолжать священническое дело отцов. Происходит такая ситуация, где они отдаляются от мира Церкви и подчас не приходят даже в самые сложные периоды их жизни, поскольку неправильное представление о Церкви превалирует над потребностью получить поддержку и помощь.

А ведь Господь помогает нам не только в горе, но и в радости. Бывает, что иной молодой человек не может справиться с каким-либо периодом в своей жизни, и вместо поиска поддержки и помощи в Богоспасаемой Церкви Христовой, он ищет помощь в других местах, где, к сожалению, не вся подобная поддержка в итоге оказывается полезной и спасительной, в отличие от Помощи Божией.

         Конечно на данный момент мы всё чаще можем заметить, что существует высокая тенденция обращения к психологам и людям, которые близки к данной профессии. Сейчас очень много информации о таких специалистах, и найти её при современном постоянном доступном интернет оснащении не составляет никакого труда. Но может ли психолог отличить проблему духовного характера от проблемы характера психического? Не буду спорить, есть и православные психологи, которые сразу направляют к батюшке – на Исповедь. Но ведь в большинстве случаев совершенно не так.

Подобного рода ситуация в целом не только ставит перед Русской Православной Церковью постепенный «кадровый» вопрос, но и отражается на мировом сообществе как нежелание продолжать наследие христианского делания. И хотя весьма непросто точно определить «до мелочей» влияющие факторы, поскольку данный вопрос в некотором роде весьма деликатный и сложносоставной, однако предпосылки к этому мы всегда можем наблюдать в том числе в реальном времени.

Несомненно, очень многое зависит и от фактора семьи, ведь в любой семье все домочадцы, а в особенности малые дети очень тонко чувствуют фальшь в своих ближних; тем более, когда речь идёт о жизненных ценностях, «направляющих» и дальнейших приоритетах. Семейные люди, думаю, согласятся со мной: чаще всего с младенческих лет обыкновенно детей к храму приобщают именно родители. И когда возраст детей уже подходит к более осознанному, то постепенно у ребят возникает много вопросов, к ответам на которые их родители тоже должны быть готовы. Но как можно определить правильность такого воспитания?

Показательной в таком аспекте является не что иное как Исповедь, потому что когда ребёнок подходит к Таинству, то сразу становится понятно, в каких условиях его воспитывают. Если воспитание происходит в вере, то и процессы даже детского покаяния происходят у него естественно и осознанно, порой даже достаточно глубоко и серьёзно. Но если семья относится к этому посредственно, в парадигме «механического действия», то, разумеется, это сразу почувствуется. Поэтому, конечно, будет лучше, если ребёнок сразу будет понимать, что конкретно он сделал плохо. И тогда вместо замалчивания или угрюмости – он пойдёт и расскажет на Исповеди, покается в том, что сделал неправильно. Такой процесс поможет ему понять, что он – не плохой ребёнок, его вовсе не перестают любить, а вот поступок, например, который он совершил – плох. И лучше его не повторять снова.

Поэтому если дома воспитательная работа с детьми не ведётся, то, естественно, ребёнок будет на исповеди стоять и молчать. Потому что он не будет знать, что ему следует сказать, и зачем он там стоит. А значит уже с ранних лет он не сможет дифференцировать свои поступки и отличать где плохое, а где – хорошее.

Бывает ведь и так, что родители совершенно не обращают внимания на то, что чадо часами сидит в телефоне, и уже лжёт, или совсем не помогает домашним по дому. Или родители могут упускать из виду действительно глубинные вещи, а с детьми проводится только как бы «поверхностная работа». Как видите, нюансов на пути воспитания нового поколения, детей, очень много и надеюсь, что при более внимательном к ним отношении мы сможем заложить добротный фундамент для того, чтобы при последующем взрослении они не чурались Церкви, а, наоборот, научились с открытыми глазами смотреть в лицо проблемам современности, ища поддержку в Божией Помощи и милосердии.

Бывает, что при воспитании детей, пока они маленькие, их буквально силой заставляют идти в храм. Что не очень хорошо отражается на них, поскольку, когда такие дети войдут в непростой подростковый возраст, они почувствуют отторжение и взбунтуются, и долгое время «идти в храм» они попросту не захотят. Тогда как именно в таком возрасте ребятам особенно требуется поддержка и понимание правильных наставников и учителей.

 Вы можете наблюдать, что подростков в храмах не так уж много. Это результат «воздействия» на ребёнка, когда пытались «воссоздать красивую картинку», но не воспитывали в настоящей вере. Поэтому тот факт, когда подростков в храмах мало, – это прямой показатель и укор всем нам. Тем не менее и «заигрываться» в плане осмысления грехов с растущим поколением – неправильно, поскольку здоровая привычка к самоанализу – нужное и важное качество для жизни.

Дело в том, что мир полон идей и псевдоистин. И человек всю жизнь вынужден искать – я говорю слово «вынужден», потому что мы все с вами устроены по Образу и Подобию Божиему, – ответы на вопросы Вечности. Так или иначе человек находится в море этих идей и истин, на которые можно опереться или надеяться – как кажется человеку. Однако, дело в том, что единственная Истина, на которую можно и нужно опираться, – это только Христос. Он – не просто реален, не просто единственно возможная Истина, но и тот неоспоримый факт, который невозможно подвергнуть сомнениям или «не учесть». Факт, который нельзя умолчать или забыть. И именно Христос наиболее реален, чем всё, что мы себе представляем или знаем об этом мире, нашем с вами мире, где мы живём.

И в последующем, подходя к делу определения и выбора жизненного пути можно согласиться, что оно далеко не простое. Соблазны современности всё больше предполагают и «подсовывают» человеку множество запутанных сценариев и развития событий. Но, в конечном итоге, человек всегда хочет, чтобы в его труде и работе сочетался как бы принцип троичности: «пользы-удобства-выгоды».

Польза здесь подразумевает не только реализацию собственного потенциала и таланта, но и некий опыт, позволяющий человеку проходить дальнейшую трансформацию и обучение. Удобство, разумеется, подразумевает комфортную среду и адаптацию в социуме, а выгода –материальную пользу для себя и возможность быть уверенным в стабильности своего положения, так сказать «в завтрашнем дне».  

То есть мы приходим к тому, что определение как таковой своей будущей профессии у каждого человека напрямую влияет не только на всю последующую жизнь, но и на качество его жизни. Так, к примеру ещё древний философ Конфуций упомянул этот факт в своей меткой цитате: «Занимайтесь любимым делом, и вам не придётся работать ни дня в своей жизни». И действительно, если мы возьмём статистику, то увидим весьма удручающую картину. Согласно опросу, проведённому одним из известных рабочих порталов, хотя и считается, что «тяжесть профессии» — понятие субъективное, в частности, оно определяется отношением к ней работника; о чём свидетельствуют и ответы, принявших участие в опросе: «Тяжёлая, нелюбимая работа — это когда всё время смотришь на часы, ждёшь окончания дня, когда видеть не можешь коллег по работе, вызывающих неприязнь»; «Самая тяжёлая профессия та, к которой у вас нет призвания»; однако «нелюбимая работа» совершенно реально негативно влияет на психическое и физическое здоровье. Доставляя дискомфорт, она неизбежно сопровождается постоянным стрессом. То есть, когда человек вынужден совершать какие-либо действия только для того, чтобы решить свой материальный вопрос, то постепенно этот процесс превращается в тяжкий, почти рабский труд без глубинной цели, как таковой. В этом случае работа кажется человеку бессмысленной и безрадостной. Здесь мы и видим те самые депрессии, выгорание, ухудшение здоровья.

Совершенно понятно, что большая часть людей, подошедшая к своему жизненному определению с точки зрения первичной выгоды, оказывается в итоге в «ловушке» собственной недальновидности и жадности: так как они не только теряют здоровье, собственную продуктивность, но и время своей жизни. Такой человек действительно может, и постепенно достигнет своей собственной цели, однако по итогу обнаружит, что «заплатил» за неё куда большим – нелюбовью, нервами и постоянным стрессом. В подобной ситуации мы не можем говорить о «любви к работе», потому что понятно, что своё дело такой человек не любит. А значит и делает он его формально, не привнося в него «больше, чем требуется», не вкладывая в него себя.

Такие дела не ведут к развитию – ни самого человека, ни его трудов, ни тех, кто его окружает. При этом и стабильности, как таковой, человек внутри себя тоже не сможет почувствовать: ведь он сознаёт, что заменим, а его вклад не уникален. Его место не уникально, и его выбор тоже. То есть мы имеем дело с постоянной тревожностью и постоянным поиском «где бы получше».

Вспоминается притча про монаха, протоиерея Родиона Путятина, позвольте вам её напомнить: «Один монах отличался благочестием, да вот беда: у него нашёлся обидчик. В братии пятеро хорошо относились к нему, но от одного иноку пришлось сносить оскорбления.Устав от несправедливости, монах ушёл в соседнюю обитель. Всем был хорош новый монастырь: из братии почти каждый полюбил его, но на восемь друзей нашлись двое обидчиков.Монах снова решил уйти туда, где к нему отнесутся лучше. Однако в третьей обители семеро братьев полюбили гостя, а пятеро оскорбляли. Вновь монах отправился в путь. А пока шёл, задумался, сколько монастырей ему понадобиться обойти, чтобы найти покой? Всюду встречаются люди добрые и люди злые. Возможно, и в новой обители случится то же самое, что и раньше. Думал монах, думал – и придумал. Взял и написал себе записку: «Пусть люди обижают меня, я стерплю всё ради Иисуса Христа». Записку он спрятал в записной книжке, которую укрыл в поясе. Жизнь благочестивого инока в четвёртом монастыре сложилась не лучше, чем прежде. Вновь нашлись братья, которые оскорбляли его. Но в этот раз он использовал свой секретный приём: отходил подальше от обидчиков, открывал книгу и разворачивал свою записку. Прочитав записку, монах тут же становился спокойным, а на душе у него сразу легчало. Так день за днём монах приучил себя к терпению, даже когда его оскорбляли. Потому что он знал, почему и для чего он терпит».

Таким образом, кажется, что наиболее правильное решение – выбирать область, где человек обладает талантом и развивать этот талант, тем самым обретая возможность приносить уникальную пользу человечеству. Но всё же теперь давайте представим, что человек выбрал своим делом жизни – служение.

 

ОБРЕТЕНИЕ БОЛЬШЕГО

ИЛИ ДЛЯ ТЕХ, КТО ВСË-ТАКИ ОСМЕЛИЛСЯ

Применимы ли тогда здесь критерии, которые мы упомянули выше? Я полагаю, нет. Более того, по словам протоиерея Константина Островского, выходит, что «… христианин вообще не должен работать. Христианин должен только служить. Слова апостола Петра: «Вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр. 2:9) – обращены ко всем христианам, ко всем нам. Значит, все мы – священники Божии и все призваны к служению, а не к работе. Под служением обычно понимают лишь немногие виды человеческой деятельности: принадлежность к священной иерархии, воинское служение, врачебная и преподавательская деятельность. Но в действительности любое дело – служение Богу, если я делаю его ради Бога, как послушание воле Божией».

Поистине, многие люди так и не осознают разницу между «работой» и «служением», что приводит их к непониманию этих направлений и кардинальным различиям. Так в чём же она состоит? Итак, действительно, служение (*согласно христианской традиции) – это исполнение евангельских заповедей о любви к Богу и ближнему (Мф. 22:36-40).

А образцом истинного служения является Сам Иисус Христос: «Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк. 10:45). И именно Христос дал нам пример, чтобы мы подражали Ему (Ин. 13:15-17). Поэтому люди в своей жизни так же должны служить друг другу любовью (Гал. 5:13) и полученными дарами (1 Пет. 4:10). А непосредственно служение ближнему, как и любое служение вообще, – и есть прежде всего служение Господу, — богослужение (Еф. 6:6; Кол. 3:22).

Служение подразумевает жертвенность и преданность, а его перспективы не имеют границ, поскольку даже самый талантливейший в чём-либо человек попросту не в силах достичь его совершенства. Тогда как работа подразумевает исключительно выполнение определённых условий и по своей сути конечна.

Выходит, когда человек достигает предела собственных амбиций, и остаётся в итоге «один на один» со своей жизнью, то, к собственному ужасу, он может обнаружить, что, как таковую, жизнь он так и не прожил, не вырос, не дал благодетельных плодов, не принёс пользы и не стал лучше, а остался с пустотой внутри.

Да, увы, мы часто забываем, насколько мы, люди, ограничены: даже самые гениальные неизбежно встают перед общими критическими тупиками – все ограничены своим телом, мы ограничены средой и временем, мы ограничены даже законами физики и пространства, тогда как Бог – не ограничен ничем. Мы ограничены пределами, хотя и стараемся их «немножко подвинуть», и в этом проявляется наш творческий человеческий свободный дух, но, разумеется, мы не можем охватить всего. Да и оно нам не нужно, на самом деле, ведь важнее всего — наш правильный выбор и наше усердие. То есть отсутствие той самой «теплохладности», которую так сильно укорял в человеке Христос: «знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих!» (Ин. 3:15-16). Но вместе с тем, Христос напоминает нам как бы в утешение – «кого Я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Ин. 3:19).

По этой причине, посвящая жизнь Богу, человек обретает гораздо больше собственной жизни, собственной личности. Так что, в том случае, когда человек свою жизнь посвящает служению, а это чаще всего весьма непростой, тернистый и тяжкий путь; то его пределом становится только совершенство в Боге, достижение которого, как мы с вами не понаслышке знаем, требует всей нашей жизни, а я бы даже сказал – ещё больше.

При этом Господь с нами всегда весьма тактичен, заметьте, — Он никогда не нарушает свободу выбора человека, однако, если человек делает этот выбор, Господь восполнит все его немощи и всегда одарит большими дарами, нежели тот прежде мог себе представить.

Конечно, в виду этой парадигмы можно по-особому взглянуть и на пастырское служение, ибо, по слову святителя Димитрия Ростовского, «недостаточно пастырю быть учительным на словах и святым по жизни; но он должен иметь ещё великое попечение о стаде, трудиться и быть бодрствующим». Постоянно приводя и для себя это спасительное наставление, и я тоже стараюсь, по мере возможностей, руководствоваться ими в собственном служении, и несении возложенного на меня архипастырского креста.

Но нам, обращаясь к нашей нынешней проблеме, стоит обратить внимание на то, что человек сейчас в основном живёт настоящим – немногие оценивают свою жизнь в перспективе нескольких десятков лет, а уж ещё меньше – в перспективе вечности. Поэтому стоит почаще напоминать нашей дорогой молодёжи, подросткам и детям, что жизнь земная весьма скоротечна, но за ней последует вечность.

Стоит им чаще напоминать о том, что и ответственность за свои деяния на земле мы несём сами, но время – всегда будет неизбежно уходить, и важно не потратить его зря на ту жизнь, в выборе приоритетов которой эти юные ещё пока люди могут впоследствии сильно разочароваться.

Разумеется, одна из распространённых ошибок – выбор собственного пути на основе неполной информации о нём. И конечно же, важно знать не только плюсы того или иного направления профессии, но и их недостатки, с которыми столкнётся человек. Конечно же, в виду этого никто не скрывает, что служение в Церкви никогда не было лёгким. Как правило, Церковь Христова, как и Сам её Основатель, всегда были гонимы.

В связи с этим следует даже при рассмотрении рекомендации для поступления студентов в семинарию отдавать большее предпочтение тем, кто уже определился в жизни, чтобы, закончив духовное образование, они сразу смогли бы стать частью нашего клира, а не растягивать принятие решения о собственном выборе на несколько лет — что же делать: то ли жениться, то ли принять монашество, то ли найти более лёгкое место в жизни. А уж о «более лёгком выборе» мы привели пример в притче выше.

К сожалению, такой «экзистенциальный парадокс» у некоторых может затягиваться даже на годы, в связи с чем призываю уже рукоположенных в священный сан не прекращать своего рвения к послушанию и дальнейшему обучению, чтобы не ударяться в крайности, или впоследствии не проявлять ревность «не по разуму». Напоминаю, что каждый священнослужитель обязательно должен иметь богословское образование, или как минимум — окончить семинарию.

Конечно же, те, кто даже после всех испытаний всё-таки осмелились и пришли в Церковь не ради «хлеба укуса», а ради служения Богу, в итоге останутся, но так же есть вероятность, что далеко не все выдержат его до конца и кого-то мы потеряем. Хотя я всё же искренне верю, что благодаря жертвенности наших священнослужителей, – а ведь пастырское служение – это прежде всего жертва, – их сердечности, доброте и мудрости, мы перенесём и это испытание.

Тем не менее, при всех сложностях, чем же мы можем привлечь в ряды Церкви Христовой новых её членов и в особенности молодёжь? Глядя на современный мир мы видим, что буквально «всё что угодно» этот мир готов предоставить в любое время суток каждому желающему – как говорится «двадцать четыре на семь». Всё стало доступным, всё стало – что наиболее опасно – легко доступным. Человек практически потерял связь с настоящим и истинным. Появилась всеобщая иллюзия того, что всё – достижимо, безвредно и не имеет последствий, которые отразятся на жизни, на собственной душе.

Но все мы знаем, насколько вреден и поистине чудовищен по своей трагичности подобный взгляд на мир. В особенности в лучах юношеского максимализма эти смертоносные «векторы» имеют наибольшую и ядовитую опасность. Так что же мы им можем дать в ответ? Чем мы можем обратить сегодня к нам человека?

Я думаю, ответ на этот вопрос нам был дан ещё более двух тысяч лет назад Христом: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). То есть сегодня мы с вами должны приложить больше, чем просто желание или даже все свои усилия к тому, чтобы научиться полюбить и принять каждого, кто находится на пороге Церкви Христовой. Поскольку сегодня уже недостаточно только мудрого слова в медиа-пространстве; недостаточно даже добрых дел и благочестивых поступков. Поэтому призываю каждого к этому непростому подвигу, ведь именно так перед нами открываются новые спасительные возможности.

Многие люди извне действительно с надеждой смотрят на Церковь и обращаются к ней, посему наша главная задача – помочь каждому человеку войти в Церковь, удовлетворить их «духовный голод». Показать им разницу мира без Бога – и с Богом. Да и сегодня для этого есть все практические возможности – транслировать Слово Божие и нести Его свет можно и актуально везде: в обращении к пастве, в посещении больниц, детских домов, приютов, мест заключения и преподавания как в воскресных школах, так и в светских учебных заведениях.

Мы должны терпеливо, мужественно и стойко противостоять каждой пропаганде недоверия и ненависти к Церкви, чтобы у каждого, а в особенности молодого поколения, пробуждался интерес и оставалось искреннее желание, горение познавать основы веры, нравственности, духовности, получать духовное просвещение при храмах нашей Православной Церкви.

А руинированные остатки храмов, которые мы, по Милости Божией, восстанавливаем, должны также напоминать о том, что ровно в таком же хрупком и руинированном состоянии находятся и души многих людей, и что они также сильно нуждаются в нас постоянно.

Именно эти души нам следует «не упустить», не отвергнуть, не подвергнуть дальнейшему разложению, помочь им найти правильную дорогу ко Спасению. Помочь духовно опустошённым людям, опустошённой и «разбитой современностью» молодёжи, войти в ограду церковную и должным образом воспринять Православие – вот главная наша задача. Всё в Церкви должно быть направлено к этому. И только в этом случае мы сможем постепенно растопить «лёд недоверия» в сердцах людей, и разжечь пламя веры, которое поможет приобрести в будущем и новых пастырей, и новых священнослужителей для Матери-Церкви.

 

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КЛИРА ПЕРЕД ЛИЦОМ МИРА

Также неизменно наша задача состоит в том, чтобы приход человека в Церковь стал более осмысленным, а не формальным. Поэтому и в проповедях следует больше уделять внимания раскрытию смысла богослужения, его содержания, таким образом, чтобы у человека было его живое восприятие. Только такой подход – искренности и мудрости – способен привлечь людей в лоно Церкви, а в последствии и увеличить число прихожан приходов.

В предреволюционное времена в некоторых храмах по вечерам проводились воскресные чтения, при этом обычно совершались молебны, иногда с акафистом, перед той или иной святыней храма, а потом проводилась беседа с ответами на вопросы. Думаю, такая практика вполне достойна и вашего внимания на перспективу постепенного внедрения. Ведь у нас в храмах, имеющих почитаемые святыни, где в те или иные дни недели по вечерам совершаются молебны с акафистом, есть возможность для проведения подобных бесед. Но главное, чтобы эти беседы и проповеди были не схоластическими, читаемыми из старых сборников, а живыми, доступными для восприятия человека сегодняшнего дня – вашими словами, вашей искренностью и вашим опытом.

Я, разумеется, не говорю об отказе от святых отцов, а говорю о синергии мудрости святых, пропущенной через ваше сердце с молитвой и рассудительностью, но вашими словами. Нужно отсутствие формализма: вот тогда-то и сами новообращённые смогут дать достойную отповедь на любую критику в адрес Церкви. Следует приложить все усилия, чтобы полностью исключить жалобы на небрежное и поспешное, неблагоговейное совершение Таинств и треб, а также общение с прихожанами. К сожалению, я периодически получаю сообщения в директ от наших мирян о тех или иных нарушениях, грубостях или непочтениях в наших рядах священства. Я вновь напоминаю вам о том, что вы находитесь под постоянным вниманием, и конкретно по вам люди со стороны получают первое впечатление и судят – хотя и «Бог поругаем не бывает», как все мы знаем – всю Церковь. Задумайтесь об этом.

Надо, чтобы люди находили у нас доброту везде, с кем они встречаются в храмах, и мы должны умножать эту доброту. Сейчас, как никогда, люди нуждаются не только в словах умиротворения и утешения, но и в понимании подлинных смыслов, так как отчаяние и безысходность могут преобладать в их жизни.

Зная об этом, подчас приходят приглашения для священнослужителей, чтобы те приняли участие в том или ином общественном мероприятии. Но, хотя каждому пастырю и следует использовать такую возможность публичных выступлений для положительного воздействия на души людей, для миссионерского свидетельства об Истине Православия, вместе с тем я призываю вас весьма осторожно относиться к приглашениям, сопоставляя уместность мероприятия и цель посещения. Поскольку участие священнослужителей в мероприятиях и программах, деятельность которых может вызвать сомнение в соответствии с православной нравственностью, – недопустимы.

Мы должны быть примером просвещения и воспитания народа Божия, а также людей, стоящих «за оградой» Церкви, но также жаждущих правды жизни. Ведь даже и само слово «образование» происходит от слова «образ» и для христианина оно напрямую означает созидание в человеке образа Божия, осквернённого в результате грехопадения Адама и собственных грехов. Только с помощью Божией человек созидает себя, уподобляясь Ему.

Наша задача – помочь в этом делании воцерковлённым и не воцерковлённым людям, руководствуясь многовековым святоотеческим опытом, чтобы, глядя на ваш самоотверженный подвиг, «загорались сердца», а не «потухали взгляды». И тогда мы сможем наблюдать, какие добрые плоды это приносит всей Матери-Церкви: как ещё больше наполнятся храмы, как определённость и уверенность замещают страхи и осуждение, как любовь и понимание находят пути в сердцах окружающих нас людей и общества в целом. Вот именно таким образом рождается желание благоговейно воспринять преемственность священнического пути – наблюдая «горящее» служением сердце и жизнь, полную смысла, преодолений и подвигов, ведущую ко Христу.

В завершение тезисов хочу поблагодарить всех вас и искренне надеюсь, что текущий мой доклад и его лейтмотивы будут корректно поняты, а в дальнейшем приняты к исполнению.