Возлюбленные о Господе пастыри, монашествующие и миряне!
Дорогие братья и сестры!
«Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче!» – так начинается глубокое и сильное по своему смыслу песнопение из Постной триоди. Мы слышим его уже с первой подготовительной к Великому посту недели «Мытаря и фарисея», и оно не оставляет нас вплоть до пятой недели поста. Исполняется оно за вечерним богослужением субботы при погашенном свете, что подчёркивает его особое значение. И это действительно так, потому что покаяние – и есть задача всего поста, решение которой должно привести нас к заветной цели: обновлению духовному. К такому обновлению, которое даст нам право, обращаясь к Христу Воскресшему, сказать: «И нас на земле сподоби чистым сердцем Тебя славити!».
Сложно ли покаяться? Многие из нас стараются делать это перед причащением, приходя на исповедь к духовнику. И всё же остаётся ощущение неудовлетворённости, словно чего-то не хватает в такой исповеди. Да и имело ли тут место настоящее покаяние? И вот мы слышим эти особые слова: «Покаяния отверзи мне двери, Жизнодавче!». Оказывается, без помощи Божией, своими только силами нам невозможно открыть эту тяжёлую дверь. А что там, за заветной дверью?
Ответ содержится в тех же строках: Жизнодавцем назван здесь Господь наш Иисус Христос. Он один и в силах снять с человеческой души тот камень нечувствия, который, по выражению святителя Игнатия Брянчанинова, есть «невидимая смерть духа человеческого». А оживая, душа не только становится зрячей по отношению к себе, но и мир воспринимает иначе, иначе радуется жизни во всех её проявлениях. И это торжество жизни над смертью, в том числе и духовной, просто фонтаном рвётся в пасхальных песнопениях, в улыбках людей, приветствующих друг друга.
Но чтоб прийти к этой пасхальной радости, нам нужно проследовать узкой дорогой поста и покаяния, другого пути у нас нет. Конечно, покаяние возможно в любое время и в любых обстоятельствах, но мы уже говорили о том, как это непросто. Зная это, Церковь наша приготовила для нас настоящее сокровище великопостных служб и наставлений.
Доверясь её водительству, мы можем достигнуть той цели, которой никак не достигли бы сидя дома или живя обычной мирской жизнью. Святая Четыредесятница, как ещё называем мы Великий пост, как раз и есть та дверь покаяния, которую отверзает нам Господь, пришедший призвать «не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:13).
Размыслим и над такими словами святого Ефрема Сирина: «Вот, отверста дверь покаяния; постарайся, грешник, войти, пока она не затворена. Не даёт Он времени твоему нерадению; и самая дверь, видя тебя беспечным, не будет ожидать, пока продолжится твоя небрежность» (святой Ефрем Сирин, «О сердечном сокрушении»).
Нам, желающим здесь, в этой кратковременной земной жизни, устроиться с большими трудами и хлопотами, наша Церковь напоминает сегодня о том, что всё это, как говорится, не настоящий уровень наших притязаний, не наше вечное Отечество. Праотец Адам всю свою долгую, по нашим меркам, жизнь – а прожил он около 900 лет – плакал по потерянному Раю.
Вспоминая же Адамово изгнание, в последнее воскресенье перед постом и мы размышляем о добровольном удалении по нашим уже грехам от щедрот Божиих, присоединяясь к плачу общего нашего праотца: «Седе Адам прямо рая, и свою наготу рыдая плакаше: увы мне, прелестию лукавою увещанну бывшу и окрадену и славы удалену! Увы мне, простотою нагу, ныне же недоуменну! Но о раю, ктому твоея сладости не наслаждуся: ктому не узрю Господа и Бога моего и Создателя: в землю бо пойду, от нея же взят бых. Милостиве щедрый, вопию Ти: помилуй мя падшего!».
Покаяние же перед Богом начинается с нашего покаяния перед ближним, и здесь наша Церковь мудро предлагает нам чин прощения, благословляя на непростой покаянный путь под своим водительством. Кто принимает участие в этой недолгой службе в воскресенье вечером, наверняка знает, насколько легче с этим благословением даётся начало поста, для многих означающее полное изменение привычной размеренной жизни.
Накануне Великого поста прошу у всех вас прощения, если в чем согрешил словом, делом и помышлением. Да простит всех нас
Господь Своею благодатию и человеколюбием, да благословит и помилует всех нас!
+ Савва, митрополит Вологодский и Кирилловский