Скачать доклад в формате pdf

Всечестные отцы и матушки игумении,

 братья и сестры!

 

Рад приветствовать всех наконец лицом к лицу, так как пандемия вносила существенные изменения в нашу с вами жизнь и секулярные тенденции также продолжают развиваться. Нам же следует вспомнить здесь слова апостола Павла в послании к Ефесянам – «итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы» (Еф. 5:15-16). Прошедший год был действительно непростым и буквально за это время многое изменилось.

Но несмотря на сложные обстоятельства совершалась Божественная литургия, пастыри несли свои ответственное служения, велась образовательная и социальная работа на приходах. Поэтому я искренне благодарю всё наше духовенство, клириков, монастырских и приходских тружеников, которые продолжают нести служение в нынешних непростых условиях, претерпевая вместе возникающие трудности, но не оставляющие своего пути в лоне родной Матери-Церкви.

И немного позже мы обсудим некоторые другие темы, касающиеся пастырского служения, а сейчас обратимся к статистическому разделу моего доклада, где оглашу сначала данные о нашей епархии.

Итак, на сегодняшний день Вологодская епархия включает в себя:

    1. 118 зарегистрированных приходов,
    2. 63 приписных храма (из них 5 в составе Благочиния монастырей, Архиерейских и монастырских подворий),
    3. 93 часовни,

Итого: 181 храм и 93 часовни (в 60 храмах Богослужение совершается чаще одного раза в неделю).

По состоянию на текущий момент пастырское послушание совершают:

    1. 123 священника,
    2. 18 диаконов,

Итого: 141 клирик.

Действующих монастырей в епархии 9, из них 7- мужских, и 2 — женских, в составе которых:

    1. 18 монашествующих, не имеющих сана;
    2. 29 иеромонахов (из них несут своё послушание на приходах епархии — 2),
    3. 7 иеродиаконов,
    4. 8 послушников и послушниц,
    5. 3 клирика из состава «белого» духовенства совершают своё служение в женских монастырях,

Итого: 54 монашествующих, 8 послушников, 3 клирика.

Заштатное духовенство Вологодской епархии на 2021 г. составляет 18 человек.

Выведено за штат в связи с переходом в другую епархию — 3 священнослужителя.

Выведено за штат по состоянию здоровья – 3 священнослужителя.

Рукоположено в 2021 г.:

    1. в священнический сан 3 человека
    2. в сан диакона 2 человека

Итого: 5 человек

В Вологодское епархиальное управление в 2021 году последовало и рассмотрено 5550 документов, из них:

    • Входящая документация – 1727;
    • Исходящая документация – 1585;
    • Указы – 143;
    • Распоряжения – 150;
    • Резолюции епархиального архиерея– 1947;

В Вологодской митрополии действует Вологодская Духовная Семинария:

    • Число преподавателей – 52;
    • Число обслуживающего персонала – 4;
    • Бакалавриат – 212 человек (очно обучается – 32 студента, заочно – 180 человек);
    • Катехизаторское отделение – 60 человек (очно — 31, заочно — 29);
    • Регентское отделение – 8 человек;

Всего обучается на данный момент– 333 человека.

В различных духовных школах Русской Православной Церкви от Вологодской епархии обучается всего 9 человек:

в Санкт-Петербургской духовной академии – 8 человек (аспирантура – 3 человека, магистратура – 5 человек);

в Московской духовной академии – 1 человек.

Случилось одно чрезвычайное происшествие: на приходе храма пророка Илии п. Вожега Вожегодского района 02.10.2021 в 20.00 на новом поселковом кладбище п. Вожега в результате пожара пострадало здание часовни. Восстановлению не подлежит.

Также в период с прошлого епархиального собрания невосполнимой утратой стали 2 клирика и 1 насельник Павло-Обнорской обители Вологодской епархии. Вспомним их имена:

    1. протоиерей Димитрий ЖДАНОВ (†21.06.2021);
    2. протоиерей Александр ДЕМЬЯНОВ (†11.07.2021).
    3. монах ПАВЕЛ (Антонов) († 09.01.2022)

Причиной кончины стали последствия COVID-19.

Пропоём им «ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ».

Обзор деятельности епархиального архиерея в 2021 году

В 2021 году удалось совершить Богослужения в большинстве действующих храмов города Вологды и посетить приходы всех благочиний Вологодской епархии, а также перечисленные монастыри Вологодской епархии: Спасо-Прилуцкий, Кирилло-Белозерский, Рождество-Богородицкий Ферапонтов, Воскресенский Горицкий, Свято-Троицкий Павло-Обнорский, Горне-Успенский и Спасо-Каменный.

Также в указанном году были проведены основные реставрационные работы на первом этаже Воскресенского кафедрального собора при содействии Губернатора Вологодской области Кувшинникова Олега Александровича, за что от имени Вологодской епархии выражаем ему нашу сердечную благодарность.

За обозначенное отчётное время было совершено 1 Великое освящение храма (Введения во храм Пресвятой Богородицы п. Майский).

В период с января по декабрь 2021 года мною было совершено 190 богослужений:

    • 122 Божественных Литургии,
    • 53 Всенощных бдения,
    • 12 Молебнов,
    • 3 Панихиды

Памятными событиями в ушедшем году для Вологодской митрополии стали:

— празднование 650-летия со дня основания Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря;

— празднование 800-летия со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского;

— 5 лет со дня возобновления богослужебной жизни в Воскресенском кафедральном соборе г. Вологды;

Ещё среди наиболее значимых мероприятий, прошедших в 2021 году, стоит отметить:

— запуск нового сайта Вологодской митрополии;

— образование Благотворительного фонда «Наследие Русского Севера», посвящённого восстановлению монастырей и храмов Вологодской митрополии;

— приобретение здания на улице Чернышевского при помощи наших благотворителей для нового детского образовательного центра;

— получение Вологодской духовной семинарией Представления на право осуществления базовой подготовки в области богословия для монашествующих Русской Православной Церкви;

— фестиваль «Покровские встречи»;

— Сретенский молодёжный просветительский форум;

— Герасимовские, Димитриевские, Малый Димитриевские, Антониевские и иные образовательные чтения;

— Всероссийский конкурс-фестиваль «Рождественские огни».

За прошедший период под моим председательством прошло 4 заседания Епархиального совета (одно из которых проводилось в онлайн-режиме). Среди важных вопросов, рассмотренных Советом, стали:

    • О календарном плане заседаний Епархиального совета Вологодской епархии в 2021 году и проведении Епархиального собрания Вологодской епархии в 2021 году;
    • Об утверждении Положения об учёте и инвентаризации имущества, а также финансовых обязательств приходов и архиерейских подворий Вологодской епархии»;
    • О составе Комиссии по церковному искусству, строительству и реставрации Вологодской епархии;
    • О мероприятиях празднования 650-летия со дня основания Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря г. Вологды.
    • О практическом применении Регламента делопроизводства Вологодской епархии;
    • Об исполнении благочинными «Положения о благочиннических округах, входящих в состав епархий и о благочинных» во вверенных им округах;
    • О предложениях по реставрации и ремонту храмов Вологодской епархии;
    • Об обязательной оптимизации деятельности отделов Вологодской епархии;
    • О финансовой деятельности Вологодской епархии;
    • Об Аттестационной комиссии для испытания кандидатов на рукоположение в священный сан (утверждении Положения и состава);
    • Об утверждении Положения о Епархиальной комиссии по церковному искусству, строительству и реставрации;
    • О проведении Епархиального собрания;
    • О решениях Священного Синода;
    • О передаче приходского дома, принадлежащего приходу Воздвижения Креста Господня г. Грязовец, семье почившего настоятеля храма протоиерея Александра Демьянова.

Карантинные ограничения, связанные с COVID-19, также отразились и на организации многих, совместных со светским обществом, мероприятиях. Многие из них проводились в дистанционном режиме. Тем не менее в прошедшем году мною было проведено 326 рабочих встречи, из которых 26 были с представителями светской власти: с Губернатором Вологодской области О. А. Кувшинниковым; мэром города Вологды С. А. Воропановым; представителями Администрации города Вологды; начальником ГУ МЧС России по Вологодской области В. В. Балчуговым; руководителем Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Вологодской области Л. М. Ермоленко; с Уполномоченным при Губернаторе Вологодской области по правам ребёнка О. А. Смирновой, а вместе с тем подписание Соглашения о сотрудничестве между Уполномоченным по правам ребёнка в Вологодской области и Вологодской митрополией Русской Православной Церкви; с начальником Управления культуры и туризма Вологодской области В. А. Осиповским.

Также мною были проведены и другие знаковые встречи: неоднократно — с епископом Череповецким и Белозерским Игнатием; организационное мероприятие по проведению в Вологде VII Герасимовских чтений; встреча с членами выездной Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих; с председателем Общества мусульман города Вологды, Альбертом Мустафиным и предпринимателем-меценатом Афганом Султановым; с участниками паломнического маршрута «Великий Русский Северный Путь»; с представителями молодёжных организаций и национально-культурных общественных объединений Вологодской области; с преподавателями и учащимися Сокольского лесопромышленного политехнического техникума; онлайн-встреча с молодёжью Вологодской епархии.

Резюмируя эту часть, могу отметить, что взаимодействие с Губернатором и Правительством Вологодской области, Мэром и Администрацией г. Вологды можно смело охарактеризовать, как рабочие и конструктивные в положительном русле дальнейшего взаимодействия.

Осуществлялось сотрудничество с руководством Прокуратуры Вологодской области; Управлением МВД России по ВО; Управлением ФСБ по ВО; Управлением ФСИН по ВО Следственного управления Следственного Комитета по ВО; Военным комиссариатом ВО; Управлением ФСВ Национальной гвардии РФ по ВО; Управлением ФССП России по ВО; Комитетом по охране объектов культурного наследия ВО; войсковой частью № 25594.

Было принято участие в прямом эфире радио «Эхо Вологды» и регулярно проводились прямые эфиры на YouTube-канале «В гостях у епископа», а также в группе ВКонтакте «Avvasavva».

Необходимо отметить и участие в торжественных мероприятиях: празднике, посвящённом Дню защитника Отечества; в торжественном гашении выпуска юбилейного конверта, посвящённого 650-летию Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря; в заседании комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам организации жизни монастырей и монашества; в VII Герасимовских образовательных чтениях; в областном торжественном мероприятии, посвящённом 76-летию Победы в Великой Отечественной войне; в возложении цветов к Вечному огню в День Победы; в открытии XII Открытого фестиваля православной культуры «Покровские встречи»; в пленуме Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (г. Москва); в торжественном открытии фотовыставки и выставки в честь 650-летнего юбилея Спасо-Прилуцкого Димитриева монастыря «Святого Димитрия обитель Спасо-Прилуцкий монастырь»; в торжественном открытии музыкально-театрализованного действа «Святая обитель русской истории»; в заседании Учёного совета ВДС; в выпускном акте ВДС; в торжественном закрытии VI Духовно-просветительского молодёжного форума «Хранители традиций»; в торжественном заседании, посвящённом Дню социального работника; в заседании рабочей группы регионального учебно-методического объединения по общему образованию; в торжественной церемонии открытия праздника Дня города; в торжественной церемонии вручения дипломов выпускникам Вологодского института права и экономики ФСИН России; в награждении вологодских семейных пар в честь Праздника семьи, любви и верности; в молебне у Поклонного креста на месте Спасо-Всеградского собора г. Вологды в память об избавлении города от моровой язвы; в торжественном мероприятии «День сотрудника органов внутренних дел»; праздничном мероприятии по случаю 30-летия группы копаний «Вологодские лесопромышленники».

Как временно управляющий Великоустюжской епархией, я совершил 3 пастырских визита в оную за истекший год. Также за пределами Вологодской митрополии: совершил Божественную литургию в Никольском храме Николо-Бабаевского мужского монастыря Ярославской митрополии в день 15-летия кончины митрополита Симона (Новикова).

***

А теперь плавно перейдём к моей основной части доклада. Сегодня мы встречаемся на собрании, подводящем итог нашей совместной работы за ушедший период 2021 года. И конечно же, каждый новый временной отрезок, измеряемый в нашем случае 12 месяцами или же календарным годом, ставит перед нами новую проблему, с которой в той или иной степени сталкивается каждый. Иными словами – она касается каждого человека.

И в этом году я бы назвал такой проблемой – отсутствие ответственности и умение принимать решения. А именно, я говорю о том, что часто в жизни встречается ситуация, когда, вместо ответственного подхода к изменению текущей проблематики человек идёт на поводу у толпы, не вырабатывая при этом собственной точки зрения. Почему это для нас так важно? По той причине, что все мы живём и взаимодействуем в обществе, которое в той или иной степени зависит и от нас с вами. На сегодняшний день можно резюмировать эту глобальную проблему, которая хоть и кажется терпимой или не такой важной на первый взгляд, но между тем именно она и является самой актуальной.

В связи с последними событиями мы можем заметить, как сильно скорректировались настроения в обществе и сколь уязвимы стали большинство людей перед ядовитыми «парами» информационного поля и агрессивности окружающих источников – многие новости или информационное поле подчас буквально полностью заполнены информацией настораживающей или откровенно враждебной, при этом источники такой информации часто не поддаются локализации и проверке.

Кроме того, я обязан упомянуть ещё одно важное сообщение из Управления Делами Московской Патриархии, касающееся опасных информационных источников, которые вызывают у людей серьёзное беспокойство и призывают к несанкционированным действиям якобы по поручению Священноначалия. Эту информацию необходимо пресекать и не реагировать на неё, также следует ограждать наших прихожан от несанкционированных действий или встреч, которые наводят вас на подозрения. Вот список организаций и информационных ресурсов, действия которых вам следует строго пресекать: движение «царский крест», «собор православных мирян», информационный портал «Аминь», а также все информационные ресурсы и организации, поддерживающие раскольническую деятельность бывшего игумена Сергия (Романова).

Далее, говоря об иных информационных ресурсах и в целом поле, в котором мы с вами живём, следует обратить внимание, так сказать, посмотреть более глубинно на то, как живут сегодня люди. Ведь мы нередко ссылаемся на какие-то мнимые блага недоступной действительности, в то время, как собственный «сад» окультурить желания нету, — его и вовсе часто не замечают, а значит, и не возделывают – вроде бы «ну есть – и есть, а вот у соседа…», а что у соседа? Такой же сад, получше-похуже, но примерно такие же проблемы. Только разница может быть лишь в том, как другой «сосед» решает эти самые проблемы, и что меняет в них. К чему это приводит в глобальном масштабе?

О безответственности

Всё очень просто: происходит замкнутый круг деградации – человек плотно укореняется в некоей своей «зоне комфорта», которая со временем перестаёт быть комфортной и становится зоной «дискомфорта», но, так как мы уже знаем, что к лучшему мало, что меняется в подобной ситуации, то и «теоретическую зону комфорта» человек начинает видеть где угодно, только не там, где он сам есть. Всё это легко можно спроецировать, как в глобальном масштабе, так и в нашем личностном.

И хотя даже с точки зрения психологии, у каждого из нас разное понимание границ ответственности, так, например, человек реально оценивает свои возможности и отвечает за собственную жизнь, в некоторых случаях — за жизнь других, или наоборот — взваливает на себя задачи, с которыми не может справиться, и даёт обещания, которые не в силах выполнить, зато результаты этого «понимания» имеют гораздо больший резонанс, чем может показаться на первый взгляд.

При этом, даже и эта проблематика отнюдь не нова в человеческой природе, к сожалению. Человечество живёт в этом мире уже не одно столетие, но вопрос возникает только один – до какой степени люди хотят деградировать в своём поведении?

Дорогие отцы, тогда давайте обратимся к словам апостола Павла в его послании, ведь зачастую мы с вами, как «сапожник без сапог», являемся священнослужителями, но редко кроме Богослужения кто-то открывает Священное Писание. Я не говорю, конечно обо всех, но в большинстве своём так и происходит. Давайте вновь прочтём, и думаю, это будет очень важно, прочитать строки Священного Писания, в частности второе послание апостола Павла к Тимофею, главы 3 и 4.

***

3.1 Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие

3.2 Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны,

3.3 непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра,

3.4 предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы,

3.5 имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся.

3.6 К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями,

3.7 всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины.

3.8 Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращённые умом, невежды в вере

3.9 Но они не много успеют; ибо их безумие обнаружится перед всеми, как и с теми случилось.

3.10 А ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении,

3.11 в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенёс, и от всех избавил меня Господь.

3.12 Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы

3.13 Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. 

3.14 А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен.

3.15 Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. 

3.16 Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 

3.17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

4.1 Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мёртвых в явление Его и Царствие Его: 

4.2 проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием. 

4.3 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;

4.4 и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

4.5 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твоё.

***

Эти пронзающие слова актуальны и никогда не потускнеют от времени, потому что суть человека не меняется и не изменится ни сегодня, ни завтра, ни во веки веков. Одни всегда будут стараться, как виноградари, в саду, оставленном им на попечение, но другие же, напротив, будут искать лишь своей выгоды, а таким весьма сложно попасть в Царствие Небесное, как всем нам известно. Но, тем не менее, когда предстанем перед Спасителем, то ответ придётся держать за свой выбор лично каждому.

И поэтому с моей точки зрения человек просто обязан воспитывать и взращивать в себе ответственность сызмала, чтобы каждое слово, каждое действие становилось свидетельством того факта, что мы — не безликая масса, живущая принципами безразличия и мнимого невмешательства, а горящие сердцем христиане, любящие Христа и всем своим существом живущие в Нём. Только в этом случае мы сможем преобразить жизнь других — через свою собственную. А в том случае, когда человек говорит одно, делает другое, а в мыслях у него вообще нечто третье, то и разглагольствовать о каком-то единстве просто невозможно и немыслимо: невозможно и полагаться на такого человека, невозможно с ним выстраивать деятельностную коммуникацию, ведь в основе не будет не только доверия, но и даже основания, на которое можно было бы положиться, опереться.

Так, если вам известно, на Руси, во времена купечества, не было принято даже заверять договорные отношения или сделки печатями или документами. Но вместо этого было такое понятие — купеческое слово. Слово купца и было его репутацией с гарантией; одним лишь своим словом он мог скрепить сделку, договориться о наилучших условиях и дать его, как нерушимый гарант. Вот пример «цены» слова. Что же происходит у нас сегодня? Чему «цена» слов равна в наше время?

Отойдём от купцов и обратимся к Евангелию. Посмотрим на его построение — каждый небольшой стих отражает больше сути, чем любое толкование на него. Каждое слово равнозначно чёткости, но в то же время и полно неизреченной глубины. Лаконичность здесь не лишает смысла, а наоборот, ограняет драгоценность переданных нам Евангельских истин. Каждую строку можно развить и ещё больше углубляться в неё. По какой причине? По той, что это богодуховенный текст, переданный нам через слово. Но при чём тут мы и каждый из нас лично? Ведь мы, подвизавшиеся в вере ничего плохого не делаем – нет таких «злых дел», о которых пишет апостол. Вроде все стараемся по мере сил, вроде идёт служение.

А вот здесь я как раз и возражу вам: «вроде» — это не то слово, которое должно описывать служение человека в лоне Матери-Церкви у Престола Божиего. Таким образом и происходит своего рода «моральное преступление» — отступничество от преданности Христу. И хотя нашу действительность не назвать лёгкой и простой, но это не отнимает той ответственности, присягу которой давал каждый. В частности, перед Богом и в своём сердце.

Но сейчас повсеместно происходит какая-то тотальная пандемия безответственности – от мала до велика. Притом дело даже не в возрасте – напротив, такой «пандемии» не противостоит никто – хоть привитые, хоть непривитые, так как лекарство от неё одно – голос разума, мудро проведённый через христианский взгляд. Расскажу подробнее об этом понятии, чтобы ясность была подкреплена более конкретными примерами.

Итак, чем же характерно понятие «безотве́тственность»? Согласно словарю, это — 1) недостаток или отсутствие ответ­ственного отношения к словам, поступкам, поведению, жизни в целом; 2) нежелание отвечать за свои мысли, желания, слова, поступки и деятельность в целом; отказ нести ответствен­ность за их последствия; 3) форма поведения, отличающаяся явным пренебрежением к требованиям определённых (в том или ином социуме) законов, нормам морали и нравственности.

И обыкновенно безответственные люди часто не осознают себя таковыми, но при этом такое поведение может расцениваться и как форма проявления безнравственности, в частности – халатное отношение к тому, к чему в принципе его быть не должно и не может.

Конечно, можно вынести и предположение, что на степень ответственности человека влияет общество. Однако, и культура, и социум «работают» только в качестве «увеличительного стекла», лишь обнажая то, что уже давно сформировалось. Безответственным людям не свойственно исправлять самостоятельно, то есть по собственному желанию, дурные последствия, вызванные их же словами или действиями – они полагаются не на христианские ценности, а на «авось». И соответственно так и живут по канонам «великого авось», а не по Христу.

А теперь представим, как со стороны воспринимается подобный человек, тем более если он занимает важную должность, например, когда он должен исполнять важнейшие задачи? Я думаю, ответ очевиден: вы бы наверняка хотели взаимодействовать не с безалаберными людьми, а с профессионалами своего дела, или, как минимум с талантливыми ответственными людьми, на которых можно положиться и которым можно доверить серьёзную задачу и знать, что этот человек не подведёт вас.

Разумеется, корни подобного поведения можно искать в совсем маленьком возрасте и, возможно, даже найти что-то подобное. Но дело в том, что время идёт и человек меняется. Возмужав, он уже сам принимает решения и сам изъявляет свободу воли, дарованную нам ещё Самим Творцом Небесным.

Чтобы лучше понять, что представляет собой безответствен­ность, обратимся к самому началу — к поступку наших прародителей. Отречение от Бога и отречение от ответственности – вспомните, никто из первых людей не признал вину: Ева обвинила змея: «змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3:13), а Адам и вовсе отличился – умудрился обвинить Бога вместе с Евой вкупе «жена, которую Ты мне дал, она мне дала от дерева, и я ел» (Быт. 3:12). И, как нам всем известно, совершённое ими первое отступление, обман, безответственность и ложь привели к величайшей катастрофе в истории человечества.

Ну, хорошо, вернёмся совсем к банальному примеру: для чего вообще нужно было Древо Познания в свободном доступе? Господь мог бы и забором обнести с табличкой «не влезай – убьёт». Но дело было именно в том, что Древо было возможностью проявить верность. Хотя все мы знаем, чем сие завершилось. Но вот, что понять важнее: когда у человека возможности согрешить нету в принципе, то и послушание не стоит ничего – оно пустое, потому что в нём нет осознанного свободного выбора. Только верность, достоинство, честность и любовь проявляются там, где есть особый свободный выбор.

Возможность, которая даётся человеку, чтобы изменить мир к лучшему, хотя эту возможность почему-то сознательно отвергают. Это и есть неправильный выбор в сторону греха. Так и первые люди предпочли поверить «на слово» не родному Богу, Который их создал по Своей неизмеримой глубокой любви, а пресноводной говорящей твари, которую увидели впервые и совершенно не были знакомы, так сказать, лично. И проблема в том, что сейчас человечество тоже, к сожалению, мало поменялось. Да и «пресноводное» легко приходит к человеку во множестве разных обличий, хотя так и остаётся неузнанным, а потому подчас побеждает. Жаль только, что голос Бога мы упорно предпочитаем не слушать. Хотя лишь Он Один – наш единственный и лучший Друг, Который будет с нами всегда — и в жизни, и после смерти.

А вот и ещё пример из Книги книг: вожди Израиля так сильно увлеклись своей властью, гордыней и ложью, что их безответственность привела к увеличению социальной несправедливости и коррупции, что незамедлительно привело к уклонению народ­ных масс в богоотступничество, а затем и к распространению идолопоклонства. И как раз именно безответственности «вождей» обязан распад еврейского государства и вавилонский плен. И точно также поступает безответственно тот, кто начинает труд­ное дело, не уделив ему предварительно должного внимания.

Поэтому, несмотря на то, что у каждого из нас разное понимание границ ответственности, например человек реально оценивает свои возможности и отвечает за собственную жизнь, а в некоторых случаях — за жизнь других, или наоборот — взваливает на себя задачи, с которыми не может справиться, и раздаёт обещания, которые не в силах выполнить, но всё равно результат этого процесса неизбежно повлияет на всех, без исключения.

Особо это важно учитывать, так как сама принадлежность к Церкви требует от человека не просто ответственности, а более того — наибольшей ответственности. Поэтому прежде, чем чело­век становится членом Церкви, он должен многое переосмыслить и понять — для чего именно он стремится это сделать. Но уже когда он стал членом Церкви, то должен жить соответствующим образом.

Святитель Игнатий Брянчанинов, обращаясь в письмах к своим духовным чадам не раз говорил такие слова: «Не играйте своим спасением». Уместно ли здесь слово «играть»? Да, поскольку существует в некоторых людях своего рода «игривое лукавство» по отношению к своей жизни – они «как бы» и не делают ничего худого, но в то же время и спасаться рвения не проявляют, то есть живут «исключительно в рамках приличия». Но это ни есть настоящий путь христианина, по весьма веским причинам. Лукавству на пути ко Христу отнюдь не место. Потому что путь христианина, а тем более, священнослужителя – это не «клуб по интересам», а громадное судно, которое несётся по бушующему океану, и дай Бог на нём удержаться, дай Бог не упасть в пучину безумия и греха. А претерпевший — спасётся, и, надеюсь, спасутся многие. Но для этого вспомним, что на кораблях нету бездельников – они там совсем не приживаются. Бездельникам среди тружеников некомфортно, неуместно. А команда любого судна – слаженный чёткий механизм, благодаря которому не только преодолеваются немыслимые расстояния, но и выигрываются сражения, делаются великие открытия и спасаются затерявшиеся в пучинах, те, кто, вероятно, уже претерпел крушение. С моей точки зрения это и есть прекрасная аналогия нашей Церкви.

Увы, часто мы как раз и не имеем такой серьёзности, но ведём себя, как какие-нибудь незрелые школьники, — глупо и безала­берно. Хотя, между прочим, и школьники-то сейчас далеко не глупые, особенно в Вологде; молодёжь у нас смышлёная, большинство даже при деле, я видел лично, когда побывал на мероприятии с молодёжью. Так что даже «школьным» такое поведение не назовёшь, — поступая так, христиане добровольно делают себя открытыми для уязвления лукавым, который, кстати говоря, «работает» без сна и выходных уже не одно столетие, чтобы преуспеть в нанесении душе человека глубоких болезненных травм, которые потом очень тяжело заживают, и то, с помощью Божией. Вот так безответственность христианина может очень плохо и пагубно отразиться не только в его настоящей земной жизни, но и в грядущей вечности.

Вот, например, человек обратился к вере, стал жить церковной жизнью, даже с грехом старается бороться, радио православное слушает, смотрит «Спас» на YouTube, — по крайней мере, пока это было возможным, начал бегать по выходным. Практически «духовный стахановец», не иначе! Проходит некоторое время и ему звонят старые товарищи, говорят – «Пошли с нами отмечать день рождения подруги друга соседа брата далёкого родственника с Камчатки! Важное событие! Ждём только тебя!». Человеку неудобно отказывать, товарищи всё-таки, всё-таки давно не виделись, и он идёт туда, слово за слово, постепенно твёрдость его обетов и обещаний, данных себе растворяется, ну и напивается этот бедолага, а потом и вовсе в пьяном виде ввязывается в драку, — всё как по расписанию, — а там и «Добрый вечер, полиция». Ведь он ещё кому-то и телесные повреждения нанёс, — он же теперь усиленно спортом занимается, как мы помним, но в нетрезвом состоянии силу рассчитать не сумел, вот и «загремел».

На утро он понимает, что натворил и конечно в ближайшее время пойдёт на исповедь, где и скажет: «Искушение, бес попу­тал». А тут-то я и задам вопрос: весь этот «сценарий» можно было заранее узнать, зачем же ты пошёл туда, если знаешь, что ожидать? С подобными людьми и не могло быть иначе. И так же – зачем, зная неизбежные последствия раз за разом совершать одни и те же действия, ожидая какого-то нового результата? А если уже и совершено неизбежное – то зачем это «саможаление», когда ты знал? И так во всём, порочный круг.

Да, конечно, лукавый без тени сомнения приложил к этому тоже свою когтистую лапку, он вообще в этом деле всегда лучший и первый «помощник», но ведь у человека-то своя голова зачем? Не просто, не в качестве декоративного элемента она дана нам Творцом, хотя у многих, к сожалению, голова имеет только такой функционал, но на самом деле она дарована людям, чтобы они хоть немного думали, чтобы размышляли, творили, создавали великое. Тем более, что безответственно поступать умеют не только миряне, но и, к большому сожалению, священнослужи­тели.

Более того, без необходимого каждому чувства ответственности религиозный опыт тоже невозможен. Ведь тогда, когда человек попадает в сферу Божественного опыта, то обыкновенно он старается собрать свои силы, даже относиться критически к себе, тому что он может и не может, пытается быть осторожным, совестливым, робким, его путь – это словно путь по тонкому льду. И вот как раз обыкновенно здесь проявляется повышенное чувство ответственности – ведь «он взыскивает с себя, помнит свою малость и величие своего Предмета; и всё это выражается в повышенном чувстве ответственности».

А вот безответственность как раз раскрывается в качестве мятежа, отпадения от того, чем мы должны стать с Богом, с Его помощью, сознательный уход от нрава Христова, того, что нам оставил и заповедовал Господь. Таким образом мы можем наглядно увидеть, что подобное поведение – это не легкомысленное шутовство, а тягчайший грех, у которого последствий больше, чем кажется: самостоятельно потерять чувство духовной очевидности, ясности – это повод глубоко раскаяться и что-то поменять в жизни. Но уже с Божией помощью.

Ответственность и добродетель

Хорошо, с безответственностью разобрались, а что же такое ответственность? Итак, прежде всего, это добродетель. Потому что быть по-настоящему ответственным это значит уметь и быть – как быть в ответе за то, что поручили, за то, что исполнил; так держать ответ и за то, что не исполнено, пропущено – в том числе и обещания, слова, мысли и действия. Это не так просто, как кажется, порой на это уходит вся жизнь. Нужно самим держать ответ за все свои решения и их последствия. При этом я выделяю слово «свои» особенно – потому что всем известно, что изменить и повлиять на других не так просто. А начинать надо с себя.

Но Господь допускает, чтобы человек прошёл лишь те испытания, которые он способен вынести, для того, чтобы помочь «испытуемому» пойти дальше и стать мужественнее, сильнее, стать лучше, подобно стали, закалённой огнём. Кроме того, вот что интересно: этимология английского слова «responsibility» — то есть «ответственность»: здесь «re» – возвращение к источнику; «spons» – оказывающий поддержку; и, наконец, «ibility» – способность или дарование. Таким образом, если сложить этот простой «словесный пазл», то результат можно трактовать полностью, как возвращение дара, который дан нам от источника. Ничего не напоминает? В Евангелии это и есть – дать отчёт за свои способности и таланты перед Господином, давшим эти дары, дать самый лучший ответ о нашей жизни Богу.

Но как мы можем определить, в какой степени ответственен конкретный человек? То есть по каким критериям следует найти ответственного человека в «серой массе» безответственных граждан? Очень просто: по отношению человека к выполнению возложенных на него обязанностей. Если поручается конкретное дело, а человек не доводит до конца порученное, или делает это «спустя рукава», или только создаёт мнимую видимость делания, то значит, что это человек безответственный. Думаю, конкретных примеров я не буду называть, так как уж слишком хорошо они известны. Так сказать, не будем называть имён.

Господь дарует людям зёрна, учит отделять их от плевел, не потому что у Него много зерна, но потому что Он желает, чтобы люди потрудились, создали что-то более существенное. По этой причине Он вкладывает в каждого из нас разные таланты. Известная всем притча о талантах (Мф. 25:14-17) снова и снова напоминает, что Бог – единственный Источник наших даров и способностей. Он указует нам истинное предназначение, если мы сможем и захотим Его услышать. Богу не нужно, чтобы мы вернули Ему «то же зерно», нет, как сказал один наш современник в контексте этой притчи: «Даруя нам таланты, Господин хочет, чтобы мы обогатили Его», что значит, преумножая таланты, мы делаем богаче Самого Бога.

А вместо этого получается, что мы, к сожалению, живём в условиях мятежа, ибо грех – это и есть саботаж против Бога, отказ признавать нормальную настоящую жизнь, отказ признавать Его – Им. Люди могут и не говорить об этом вслух, но мы видим друг друга, видим, как живёт общество и чем «дышит». И часто несмотря на то, что печально это признавать, но человек в буквальном смысле «выставляет» Христа за дверь – то есть не только не открывает когда Он стучит, прося отворить, а более того – зная Его, намеренно удаляет из своей жизни. И в этом корень главных бедствий жизни.

Но что может быть ещё хуже? Легкомысленность среди пастырей. Которая может проявляться совсем по-разному. И в служении, и в обращении с паствой, и даже в обыденной жизни: распределяя ресурсы на повседневной «чаше весов» не все помнят о должной Доминанте, из-за Которой мы все здесь и находимся – о Христе. Да, это может звучать кощунственно, однако все ли пропускают через Его заповеди свою жизнь в настоящем?

По какой же причине человечество стало видеть в Христе тирана, а не любящего Отца? Грех так ослепил человечество, что оно поскорее хочет избежать, вытеснить «неудобный элемент». В момент, когда мы отвернулись от Бога, то стали устремляться к гордыне, эгоистическому самоутверждению и враждебности. Воля Бога стала теснить человека, неволить, потому что грех перевернул наш мир, сделав свободу — кандалами, а рабство – желанным наслаждением, которое, приведёт всё равно только в пустоты мрачного ада – к погибели. И со временем у человека сместилось в том числе и понимание настоящей власти и её коренного смысла.

Когда Господь управляет жизнью человека – Он всё делает с любовью и заботой, для Него важнее всего, чтобы каждая душа осталась свободна и была спасена. Но в человеческом мире зачастую люди не в силах быть ни верными в подчинении, ни заботливыми правителями. Они не могут этого делать, если рядом с ними нету Христа, Который подчёркивал, что Его власть – это власть жертвенной заботы, а не подавления (Мк. 10:45). Человек слепо протестует против водительства Бога во имя мнимой свободы, чтобы продолжать делать то, что он хочет, а не то, что нужно – однако, при этом, чем сильнее он сопротивляется Господу, тем в более горьком рабстве сам и оказывается. 

О порядочности

Но, помимо выше обозначенной проблемы, существует ещё и непорядочность – то есть отсутствие порядочности в человеке. Да и вообще, зачем она, правда? Но на самом-то деле именно забота о таком качестве в людях и является одной из главнейших задач Церкви. И если вам кажется, что такая забота чересчур вторгается в ваши «личные границы», то давайте вспомним, что как раз-таки Христос и требует с нас именно такой высокой меры: чтобы мы своими деяниями вызывали не отвращение, а доверие и уважение окружающих, желание пойти с нами вместе к Богу. Чтобы по слову Его, наши дела были тверды, а слово – крепко: «Но да будет ваше: да, да; нет, нет, а что сверх того, то от лукавого» (Мф. 5:37). И только так должен на самом деле вести себя человек, хотя по большей части мы, к сожалению слышим только пустые обещания или, и того хуже, – клятвы, которые вообще лучше не давать из-за слишком переменчивой натуры человека – «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землёю, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или чёрным» (Мф. 5:34-36).

Порядочность в человеке – это выполнение всех данных им обещаний и заповедей, правдивость и искренность. И если кто-то усомнится, что таковое возможно, то я возражу, ведь мы должны помнить о том, что истинная природа человека обладает такой высокой честью, которую оценить и измерить невозможно, потому что Сам Творец для спасения её и просвещения принёс в жертву Единородного Сына Своего. И хотя бы только по одной этой причине мы все должны беречь и блюсти нашу честь и высоту подлинной человеческой природы. Поэтому одна из прямых обязанностей нас с вами, даже в качестве жителей этой планеты и части сообщества людей, — это неукоснительное соблюдение обязательств, с которыми мы связаны. И там, где мы хотим создать общество понимающих, уважающих друг друга людей, честных друг с другом, мы сами, прежде всего должны выполнять на своём примере обещанное, ибо в обществе, где царит порядочность и верность – каждое дело успешно, но где этого нет, то и жизнь там наполнена скорбями.

И самое главное для нас — это то, что именно порядочностью должен быть украшен каждый священнослужитель, как пример подлинного христианского делания. Ведь если не будет этого качества среди священников, то представьте, какой бедой обернётся это для всего христианского мира, да и мира в целом. Если лишиться этого главного венца свободы, то как горько будет отравлена наша жизнь, «Ибо какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мк. 8:36–37). В наше время принято как-то недостаточно уделять внимания вопросу, каким образом человеку следует защищать свою честь. Но мы должны помнить, что каждая ложь, подлость и хитрость, любой низменный поступок лишают нас такого великого сокровища, как собственные честь и достоинство. И для христианина наиболее ценным достоянием являются именно эти два составляющих, потому лишиться их — подобно смерти.

Поэтому я думаю, что, выслушав сегодня мои слова об ответственности и деятельности, мы с вами должны стремиться к тому, чтобы не только мы сами, но и общество, водимое нами, наша паства и прихожане, были воспитаны в этих добродетелях христианских. Ведь, как сказал простыми, но ёмкими словами Святейший Патриарх Алексий II: «В наш век, когда мир устал от слов, проповедь делами любви наиболее эффективна». И именно этому принципу мы все должны следовать. На сем свой доклад завершаю, помощи Божией и покрова Пресвятой Богородицы в ваших нелёгких, но спасительных трудах на благо Матери-Церкви!

+ Савва, митрополит Вологодский и Кирилловский