В Ферапонтовом монастыре Глава Вологодской митрополии совершил Литургию в праздник Богоявления

В воскресенье, 19 января, в праздник Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию в Надвратном храме Богородице-Рождественского Ферапонтова монастыря.

Высокопреосвященнейшему Владыке сослужил настоятель Ферапонтова монастыря, благочинный монастырей Вологодской епархии игумен Иоасаф (Вишняков).

За богослужением молился Губернатор Вологодской области Г. Ю. Филимонов с командой Правительства региона.

В этот день Церковь вспоминает евангельское событие — крещение Иисуса Христа в реке Иордан. Крестил Спасителя пророк Иоанн Предтеча, которого также называют Креститель. Это один из важнейших христианских праздников.

Второе название, Богоявление, дано празднику в память о чуде, которое произошло во время крещения.  На Христа с небес сошел Дух Святой в облике голубя и глас с неба назвал его Сыном. Евангелист Лука пишет об этом: «Отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!»(Лк. 3:21–22).  Так была явлена в видимых и доступных для человека образах Святая Троица: голос — Бог Отец, голубь — Бог Дух Святой, Иисус Христос — Бог Сын.  И было засвидетельствовано, что Иисус — не только Сын Человеческий, но и Сын Божий. Людям явился Бог.

Крещение Господне было первым явлением Христа народу Израиля. Именно после Богоявления за Учителем последовали первые ученики — апостолы  Андрей, Симон (Петр), Филипп, Нафанаил.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных (их называли оглашенными), поэтому этот день часто называли «днем Просвещения», «праздником Светов», или «святыми Светами» — в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Уже тогда была традиция освящать в этот день воды в водоемах.

Главная особенность богоявленского богослужения — это освящение воды. Воду освящают чином Великого освящения, который еще называют Великой агиасмой, и в Крещенский сочельник — 18 января, и в день Богоявления, 19 января.

Митрополит Антоний Сурожский писал: «Христос пришел на Иордан безгрешным, погрузился в эти страшные иорданские воды, которые как бы отяжелели, омывая грех человеческий, образно стали как бы мертвыми водами – Он в них погрузился и приобщился нашей смертности и всем последствиям человеческого падения, греха, унижения для того, чтобы нас сделать способными жить достойно человеческого нашего призвания, достойно Самого Бога, Который нас призвал быть родными Ему, детьми, быть Ему родными и своими…»

По окончании Литургии Владыка совершил чин великого освящения воды.

Святая Церковь в празднике Крещения Господня учит, что спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа, и потому необходимо достойно хранить благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте драгоценной одежды, необходимой для спасения.

По традиции, Крещенскую воду хранят год — до следующего праздника Крещения. Пьют ее натощак, благоговейно и с молитвой.

После богослужения митрополит Савва вместе с Губернатором и прихожанами храма прошел к проруби крестным ходом. Во время освящения воды  Владыка трижды погрузил в воду крест, испрашивая на воду Божие благословение. После этого все прихожане набирали из проруби святую воду. Желающие смогли окунуться в проруби.