Иконы в действующих храмах реставрируются, радуют прихожан и помогают в укреплении веры.
В основном, это иконы с особо почитаемыми, известными и менее известными святыми, с прекрасным исполнением древнерусской живописи ранних периодов и художественного письма XIX века, а также списков с чудотворных икон и многим другим, что мы встречаем при посещении Вологодских храмов и монастырских комплексов.
За последнее время значительное количество икон из собраний действующих церквей Вологодской области: Спасо-Прилуцкого монастыря, Воскресенского собора Вологды и Усть-Кубенского, Никольского храма села Сизьма реставрирует художник-реставратор высшей категории, древлехранитель Вологодской епархии Ольга Александровна Соколова.
«В этом году у реставратора юбилейная дата – 40 лет работы в реставрационной отрасли на объектах Вологодской земли. И это удивительно, что реставратором уже отреставрировано более 300 икон. Все эти годы Ольга Соколова направляет свои силы на реставрацию монументальной живописи и икон, находит время курировать работу и заниматься реставрацией на объектах культурного наследия Вологодского кремля, храмов гг. Тотьмы, Великого Устюга, Ярославля, маленького города Беслана, Москвы» — так отзываются о работе реставратора коллеги Союза реставраторов.
И в настоящее время реставратор посвящает свою работу не только иконам храмовых комплексов, но и находит время обучать практической реставрации волонтеров, желающих посвятить себя сохранению объектов культурного наследия. Основными помощниками в такой работе являются муж и сыновья-реставраторы.
При этом, иконы долгое время находящиеся в запасниках, имеют разные виды разрушений, с множеством утрат, шелушений, растрескиваний основы, с изъеденностью жуком, с утратами шпонок, венчиков, очень нуждаются в реставрации.
Ждут своего часа иконы и с интересной иконографией, простотой письма и свойственной им непосредственностью изображений, кисти местных мастеров, необычными иконографическими сюжетами, приемами оформления: серебряными и гравированными окладами, фольгой, с обьемно-барочной резьбой киотов и многим другим.
После реставрации иконы возвращаются в храмы. Некоторые из них:
Икона «Архангел Михаил», XIX в. выявлена в верхнем храме Николаевской церкви Устья. Согласно истории, образ архангела Михаила, грозных сил воевод, один из образов восходящий к важнейшим произведениям ранней истории, получивший широкое распространение в живописи. На данной иконе, образ Архангела Михаила — архистратига, главы и покровителя святого всего небесного воинства, юноша, облаченный в золоченые доспехи, с огромными крыльями, в руках огненный меч и щит. Казалось бы обычное изображение, хотя икона имеет профессиональное письмо, в котором отмечается красивая колористическая гамма, соблюдение технологии письма в личном, что в целом передает строгий образ воина, готового на защиту. Святой Михаил является одним из архангелов высшим созданием Бога, имеющим собственное имя, волю и сверхъестественные способности. «Кто как Бог?» в переводе с иврита, означает имя Михаил. Великий образ по своему содержанию и религиозному смыслу стоит выше всех в истории развития христианства. Его божественная сила воистину огромная.
«Богоматерь Смоленская», XIX века — поступила из района, ее выпиленные углы и закругленная форма указывают на то, что икона могла размещаться в киоте. В изображении присутствует смелое колористическое решение — ярко-красный колорит, в котором красочный слой однородный, ровный, с легким просвечиванием левкаса. Икону отличает прекрасное письмо, как в написании одежд, так и в личном. Санкирь оливковый, плотный; в составе которого — жёлтая охра, однородная примесь угля, меньшая примесь киновари. Белильные движки на ликах едва отмечены, их фактура выражена слабо. Присутствует яркая подрумянка. У Младенца принцип выполнения подрумянки чуть интенсивнее. Опись черт личного красно-коричневая, зрачки глаз нарисованы чёрным угольным колером. Клав и пояс Христа, а также чепец Марии и рукав её туники написаны натуральным ультрамарином, ассист твореным золотом. Основа иконы «Богоматерь Смоленская» изготовлена из трех сосновых досок с хорошей обработкой, две шпонки. Грунт иконы меловой, живопись выполнена темперными красками на традиционном связующем.
Смоленская Одигитрия является наиболее торжественным типом поясной Одигитрии. Богоматерь изображается слегка повернутой к Младенцу. Правую руку она держит перед грудью, левой поддерживает благословляющего Младенца. Голова Младенца изображена строго в фас. В его левой руке свернутый свиток. По церковному сказанию древнейшая Одигитрия была привезена на Русь из Византии в XI в. и с XII в. находилась в Успенском соборе г. Смоленска. Со временем, множество изображений нашли свое отражение в искусстве православных храмов Русского Севера и данная икона является тому подтверждением.
Крест Голгофа – «Распятие Иисуса Христа», так же является интересным памятником XIX века, деревянный, восьмиконечный, установлен в Голгофу. Основа креста: дерево, сосновой породы, живопись: изображение Иисуса Христа распятого на кресте обнаженным телом, с прописью анатомических черт фигуры, несколько удлиненного размера, в повязке, голова склонена вправо, глаза закрыты, в местах гвоздей — кровь, на голове терновый венец. Распятие с фрагментами металла (латунь) на нимбе и набедренной повязке.
Как правило, сюжет Распятия располагается в иконостасе в расширенном чине праздников, в который включается Страстной цикл. В храмах, чаще представлено отдельно стоящее Распятие, в месте поминания усопших, как представленный в данном исполнении.
«Святой Серафим Саровский» — икона XIX века, изображение святого в рост, в предстоянии Божией Матери, на берегу реки, с основанным монастырем, на орнаментированном, позолоченном на полименте фоне, с дополнительными элементами раскраски цветом на полях. Икона передает часто встречаемое изображение святого в монашеских одеждах, епитрахили, с четками в левой руке и с изображением Саровской пустыни. Этот тип иконографии считается максимально каноничным, достаточно распространенный после канонизации святого в 1903 году. И в настоящее время иконописный образ можно встретить практически в каждом храме.
Прошла реставрацию и совсем маленькая икона, пядница, «Богоматерь с Младенцем», XVIII в. прекрасный образ, в стадии исследования, с необычным изводом Умиления — когда левая рука Богоматери не держит Младенца, а располагается у левой щеки Богоматери. Согласно химического анализа пигментов и исследование под микроскопом, указывают на сложный состав пигмента на фоне с вкраплениями мелких кусочков смальты. И все это относит Образ к уникальным и указывает на высокое мастерство исполнителя.
В настоящее время у реставратора огромный фронт работы по восстановлению памятников древнерусской и монументальной живописи, подготовки к выставке, чтобы в очередной раз удивить значимыми и уникальными произведениями северных мастеров.
Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Северная Фиваида». Новости о жизни Церкви в пределах Вологодской митрополии, душеполезные публикации, уведомления о предстоящих церковных событиях — всю эту и другую полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон в Telegram. Для подписки перейдите по ссылке.
Поделиться в соцсетях: