Архипастырское слово митрополита Вологодского и Кирилловского Саввы за Божественной литургией в Казанском храме города Вологды в первую родительскую субботу Великого поста


11 марта 2023 года, в день всеобщего поминовения всех «в надежде воскресения и жизни вечной» усопших в Господе, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию святителя Иоанна Златоуста и панихиду в храме Казанской иконы Божией Матери на Торгу города Вологды. За богослужением архипастырь обратился к молящимся с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы собрались здесь, чтобы почтить память усопших. Мы возносим моления об упокоении душ наших умерших родственников, и не только родственников, но и тех ближних и дальних, имена которых хранит наша память. Церковь Христова назначила для этого субботы нескольких недель Великого поста и назвала эти дни «родительскими».

Необходимость церковного поминовения усопших люди понимают по-разному. Набожные православные христиане относятся с особым благоговением к тому, что происходит с душой человека после его кончины, — они верят в жизнь будущего века, как того требует православное учение о спасении. Памятование о часе смертном, о вечной жизни вдохновляет человека на то, чтобы жизнь провести правильно. Верующие в жизнь вечную понимают, что разрушение заповедей приводит наши души к падению, а следовательно, в этом случае наше духовное состояние не дает возможности надеяться «на добрый ответ на Страшном Судищи Христове».

Немало мы встречаем в жизни нецерковных людей, а то и просто неверующих. Есть, к сожалению, и христиане, теплохладно относящиеся к вере и не придающие значения загробной жизни; жизнь их нередко может быть наполнена грехами, страстями и пороками. Не имея памятования о вечной жизни, такие люди удаляются от Бога, что может привести их к духовному падению, разочарованности жизнью. Человек, не воспринимающий жизнь как дар Божий, не ценит ее и может наложить на себя иногда руки, так как он не видит никакого дальнейшего пути.

Но мы-то с вами знаем, что загробная жизнь существует, и это утверждает не только христианское учение. Изучая религиозные течения разных стран, видим, что учения о загробной жизни присутствуют практически везде, и не только у индусов, египтян, греков и других народов с развитой культурой, но и у каких-нибудь языческих народностей — они все говорят о том, что загробная жизнь существует, что человек, умирая, лишь меняет свою земную оболочку на что-то новое.

Святитель Филарет Московский в своих замечательных трудах указывает на то, что Господь на примере насекомых дает нам понять: у Божиих творений существует определенное развитие, новая жизнь, отличная от видимой нами. Посмотрите на гусеницу — дойдя до определенного этапа, она превращается сначала в куколку, потом из этого кокона вырастает замечательная бабочка. Таким образом, насекомое переживает три периода жизни; только эта новая жизнь находится вне времени. Чем же мы, люди, созданные Богом по Его подобию, хуже этого насекомого? Следовательно, и наша жизнь может иметь продолжение вне времени.

Вспомним слова Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Ветхозаветная история показывает, что люди беспокоились о своей загробной жизни: они знали, что существует лоно Авраамово и что многие библейские праведники тревожились о своей будущей жизни. Их печаль была естественной, поскольку они понимали, что в лучшем случае они смогут пребывать на лоне Авраамовом, а практически всегда — во власти диавола вплоть до Воскресения Христова.

Новый Завет передает нам слова Христа: «Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29).

И апостол Павел наставляет,  что мы не должны унывать, поскольку не умираем здесь, на земле, а воскреснем со Христом: «…Воскресивший Господа Иисуса воскресит через Иисуса и нас и поставит перед Собою с вами» (2 Кор. 4, 14). 

Поэтому каждый из нас остается живым и после смерти — меняется только наше состояние: «…мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.  Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу,  когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4, 16-18).

О загробной жизни рассказывает поучительный эпизод жития преподобного Макария Великого. Святой шел по пустыне и наткнулся на череп начальника языческих жрецов. Силой, данной ему Богом, преподобный Макарий заставил язычника рассказать, где его душа пребывает. «В пламени неиссякающем, — ответил язычник. — При этом мы не можем видеть тех, кто рядом с нами. Однако когда ты молишься за нас, мы видим друг друга, и это для нас некоторое облегчение». Преподобный  Макарий захотел узнать у жреца,  есть ли более лютые мучения, и получил ответ: «Есть, их претерпевают те, кто знали о Христе, но не жили по заповедям. Они находятся еще ниже нас».

Этот пример показывает, как важно для усопших наших ближних, когда мы молитвенно поминаем их на богослужениях родительских суббот! 

Кроме того, наше благочестие может стать примером для потомков. При должном воспитании они, видя, с каким благоговением мы относимся к дню памяти усопших, будут возносить моления об упокоении наших душ.

Храни вас Господь!