Романенко Е.В. Преподобный Нил Сорский. – Кириллов: Кирилло-Белозерский монастырь; М.: М-Сканрус, 2008. – 368 с. с илл.
Книга издана попечением Кирилло-Белозерского монастыря к 500-летию со дня преставления преподобного Нила Сорского.
Пять столетий отделяют нас от времени, когда жил преподобный Нил Сорский. Не сохранились древнее житие святого и его икона. Подлинный образ великого подвижника нужно раскрывать как древнюю икону от поздних наслоений ошибочных мнений и суждений. Книга, созданная к юбилею преставления Нила Сорского, является реконструкцией его исторической биографии. Иллюстративный ряд подобран в книге так, чтобы дать возможность читателю увидеть подлинный лик преподобного, проступающий в иконах и фресках его времени.
Преподобный Нил Сорский, великий святой Русской Православной Церкви, жил в XV-самом начале XVI столетия. И хотя от нас его отделяет пять веков, сочинения преподобного Нила и по сей день вызывают к себе живой интерес. Их продолжает изучать множество людей, как монахов, так и мирян. В предисловии к своим сочинениям преподобный так говорит о цели предпринятого им труда: «По силе (насколько хватит сил) помочь всем желающим спастись». Вопрос, как истинно, то есть правильно, спастись в этом мире, всегда был главным вопросом в его жизни. Он сумел найти на него ответ и, исполнив заповеди, уподобиться Самому Христу – стать преподобным. Творения преподобного Нила учат спасению души всех, кто со вниманием к ним обращается. «Да познаем хоть немного достоинство душ наших, для какой жизни мы призваны», – обращается он к своему читателю.
Почти все свои сочинения преподобный написал в небольшом скиту на реке Соре, который основал неподалеку от Кирилло-Белозерского монастыря в 80-х годах XV века. Ныне, чтобы попасть в Нило-Сорский скит, нужно проехать семь километров от города Кириллова (находится в Вологодской области) по Белозерской дороге до указателя «м. Пустынь» и здесь пройти проселочной дорогой еще восемь километров до Нило-Сорского монастыря. В прежние времена на месте указателя стоял древний восьмиконечный крест, обозначавший начало обители Нила Сорского. Основанный преподобным монастырь стал первым русским скитом, который укладом своей жизни, уставом значительно отличался от прежде бывших русских обителей и очень напоминал древние скиты Египта, Палестины, Афона.
Однако несколько раз старцу Нилу пришлось нарушить скитское уединение. Великий князь Иван III с уважением относился к сорскому подвижнику – держал его в великой чести и потому, когда в Москве сначала в 1490, а потом в 1503 году состоялись важные церковные соборы, великий князь пригласил на них и преподобного. Если у старца Нила спрашивали духовного совета, ответы его были не всегда лицеприятны, порой жестоки, но исполнены духовной пользы. В каждом конкретном случае он рассуждал, исходя из того, что ни одна заповедь Божия, даже малейшая, не должна быть нарушена. И никакие разговоры о том, что времена уже не те, и невозможно жить по заповедям, не могли его переубедить.
Довольно мало исторических свидетельств сохранилось о преподобном Ниле Сорском. Неизвестно (скорее всего, не было написано) древнее житие святого. Со временем множество легенд возникло вокруг его имени. Историческая литература создала свой собственный образ преподобного Нила, одинаково любящего всех: и согрешающего, и еретика, и отступника. Однако этот искусственно созданный образ начинает сразу разрушаться, как только мы открываем подлинные творения преподобного. Житие Нила Сорского нужно собирать, как мозаику из уцелевших исторических свидетельств, автобиографических фрагментов его сочинений и собственноручных помет. Сохранилась отчасти личная библиотека преподобного. Это книги житий святых, которые он выбирал и переписывал для себя, на пользу своей души. В их текстах и на полях листов находятся исправления и пометы преподобного Нила Сорского, которые выразительно свидетельствуют о его мыслях и переживаниях. Кроме того, до нашего времени дошло несколько повестей о житии старца Нила.
Первая попытка составить его житие относится ко второй половине XVII века. В 1666 году тотемский дьяк Иван Иванович Плешков написал повесть «О преподобнем отце нашем старце Ниле и о того честней обители, иже есть во области Бела езера в Сорской пустыни». В своей повести Плешков сообщил краткие сведения, отметив, что не нашел нигде письменных свидетельств о преподобном. После канонизации Нила Сорского в 70-х годах XVII века, сведения о его жизни и чудесах стали записываться. Так возникли отдельные повести: «Повесть о пришествии преподобного Нила» и «Повесть о преставлении и погребении преподобного Нила». В начале XIX века иеросхимонах Нило-Сорского скита Нил (Прихудайлов) составил цельное житие Нила Сорского. В этом житии было сделано главное – создан духовный портрет основателя скита. Однако поскольку житие составлялось уже через три столетия после преставления преподобного Нила, оно не богато историческими сведениями о святом. Некоторые важные факты его жизни остались за рамками повествования.
Всякий раз, когда я открываю новую книгу о Ниле Сорском, в душе вспыхивает надежда: вот, наконец, кому-то из исследователей выпало счастье найти полуистлевшие листы с древним житием святого Нила или хотя бы биографическую запись о нем… Но увы!!! Пока все остается по-прежнему. И житие святого приходится выстраивать из отдельных фактов и упоминаний.
Книгу можно приобрести в церковной лавке Кирилло-Белозерского монастыря.