Вологодский семинарист о современной литературе

Студент II курса бакалавриата Вологодской духовной семинарии Максим Глыбченко стал призером конкурса эссе, проведенного Московской духовной академией (МДА). 

Максим представил работу на тему «Чего я жду от современной русской литературы?» и получил диплом за второе место. Награждение прошло 16 мая 2022 года в Московской духовной академии.

В день Святой Троицы митрополит Вологодский и Кирилловский Савва за Божественной литургией рукоположил семинариста Максима Глыбченко в сан диакона.

Предлагаем читателям работу, получившую признание на конкурсе эссе в МДА. 

Чего я жду от современной литературы?

Слово. Книги. Литература. Песок времен или живительный источник ключевой воды? Пыльные стеллажи и полки библиотек

с заросшей туда тропой,

или монитор гаджета,

который всегда под рукой?

Пережиток веков и прах, что можно выбросить на попрание свиней, или фундамент, на коем строится история человечества и личности каждого из живущих в веках. Вопрос или ответ?

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Евангелие от Иоанна, первая глава, первый стих. Чего я жду от современной литературы? Живого слова жду. Слова, которое начинается в Священном Писании и продолжается в хорошей литературе, отражаясь в ней так же, как Бог — в человеке. 

Сразу отмечу, хорошая литература — это не всегда изданная под грифом «православная». Можно не встретить в художественном тексте ни одного упоминания о Боге, но при этом мысль о Нем будет незримо присутствовать и чувствоваться читателем.

«В связи с отцом думал о природе исторических бедствий — революций там, войн и прочего. Главный их ужас не в стрельбе. И даже не в голоде. Он в том, что освобождаются самые низменные человеческие страсти. То, что в человеке прежде подавлялось законами, выходит наружу. Потому что для многих существуют только внешние законы. А внутренних у них нет» («Авиатор» Евгения Водолазкина). Что это за внутренние законы? Чем отличаются от внешних? Откуда они в человеке? 

«Внутри каждого человека живет что-то одно, главное, что самую суть его составляет и всем остальным руководит. Вынь это главное — и кончится прежний человек, а останется одно пустое тело, будто мякоть сливовая без косточки». («Дети мои» Гузель Яхиной). А что это – «что-то»? И что составляет мою суть?

Живое слово – слово вечное, задает вопросы, дает ответы, наполняет смыслом. В определенной степени Достоевский, Пушкин, Гоголь, Чехов – наши современники, потому что написанное ими легко угадывается в нашей сегодняшней действительности. «Заметьте себе, милый князь, что нет ничего обиднее человеку нашего времени и племени, как сказать ему, что он не оригинален, слаб характером, без особых талантов и человек обыкновенный». Слова Гаврилы Ардалионовича Иволгина из «Идиота» звучат как негласный закон самопрезентации и восприятия окружающих в наших социальных сетях, да и в реальной жизни, что уж там. «Больных много, а времени мало, и потому дело ограничивается одним только коротким опросом и выдачей какого-нибудь лекарства, вроде летучей мази или касторки». Посетишь поликлинику — и вспомнишь Андрея Ефимовича Рагина из «Палаты № 6». «Может, я очень худо сделал, что сел писать: внутри безмерно больше остается, чем то, что выходит в словах. Ваша мысль, хотя бы и дурная, пока при вас, — всегда глубже, а на словах — смешнее и бесчестнее». А эта мысль из «Подростка» про меня, пишущего сейчас эссе. 

И всё же мне хочется вместе с классикой читать современную литературу, которая ей не уступает. Современная литература существует в одно с нами время. В этом её преимущество – соединять вечные смыслы с настоящей действительностью, и в этом же её ответственность – говорить честно. «…Искусство слова – самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры…» — писал Дмитрий Сергеевич Лихачев. 

Сейчас читатель может узнать о современном писателе как о человеке не только по его произведениям, но дополнительно через интервью, видеоинтервью, личные страницы в социальных сетях. Таким образом, при чтении современного произведения человек волей-неволей соотносит то, что пишет автор, с тем, что это за человек, то есть соотносит «слово» с «делом». Внутренняя культура определяет выдающихся людей.

Более того, сейчас читатель имеет возможность после прочтения произведения поделиться своими мыслями с самим автором в режиме реального времени. Происходит диалог, в котором и писатель может получить обратную связь. Поэтому задумываешься о мысли, встретившейся у Гузель Яхиной: «Настоящий писатель не только предвидит, но и формирует реальность». Возможно, на основе читательских, да и просто общечеловеческих потребностей. И еще в одном из интервью этого же автора: «Первая функция — дать знания, вторая – инициировать разговор» (О романе «Зулейха открывает глаза». Интервью газете «АиФ-Казань» от 24.03.2021).

Вот бы мне коня да шашку,

Вот бы книгу, чтоб учиться,

Где лишь небо нараспашку,

Как раскрытые страницы,

И вольный коршун точкою кружит.

Дайте русскую книгу, как жить.

Игорь Растеряев. «Книга».

Живость, честность, внутренняя культура, где-то сдобренные юмором, где-то раскрывающие боль и трагедию, позволяют быть современной литературе ценным собеседником для мыслящего человека. И на фоне бушующих СМИ это необходимая гавань, чтобы напитать разум и остаться на плаву.

Максим ГЛЫБЧЕНКО,

студент II курса Вологодской духовной семинарии