Страницы истории храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене города Вологды
Что можно подумать, когда слышишь сильные глухие удары из пустующего здания? Не до размышлений, бежать надо, пока не трахнуло чем-нибудь тяжелым по голове… Наверное, благоразумные прохожие, гулявшие летом 1986 года подле пустовавшего тогда храма Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене, тоже так думали.
Однако бояться не стоило: так началась реставрация древнего храма.
По указу Петра Великого
Покровская церковь на Козлене существует не менее 500 лет. Однако первое письменное о ней свидетельство говорит не о создании храма, а о его гибели в 1612 году: церковь была сожжена «литовскими и прочими воровскими людьми в вологодский разгром».
Божий дом уничтожить невозможно — это хорошо знали наши предки; начинаем, слава Богу, осознавать и мы. Казалось бы, в Смутное время, когда захватчики уничтожили и разграбили весь город, — до храмов ли, ведь народу жить негде? Какое-то время церковное место действительно пустовало, но не так уж долго: в 1626 году Покровский храм на Козлене был возведен заново. Почему название такое — неясно. Возможно, оно происходит от финно-угорского «коз» — ель. А может, связано с одной из операций канатного ремесла — трепанием пеньки, которую для этого укладывали на козлы. Мастерство канатчиков Козленской слободы высоко оценил император Петр I: по преданию, он побывал в здешних мастерских в 1724 году, а потом вызвал к себе в столицу 150 канатчиков и прядильщиков — вологжан. Владельцами слободских домов, говорят Писцовые книги города тех лет, были каменщики, кирпичники, опричники, а также пушкарь и домерщик (мастер по изготовлению музыкальных инструментов).
Прекрепкая стена
Жила слобода полнокровной трудовой жизнью — значит, нуждалась в постоянном церковном благословении. После Смутного времени самой большой — и самой массовой — бедой русской жизни были пожары, и они становились тем опустошительнее, чем быстрее разрастался город. Конечно, с огнем боролись как могли, но могли тогда не так уж много: поливали огонь водой из ведер и бочек, растаскивали горящие здания баграми… Куда идти за спасением, как не к Пресвятой Богородице, Защитнице рода человеческого? В прошении архиепископу Гавриилу благословить строительство каменной холодной церкви в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» вологжане писали о своей надежде на заступничество Пречистой как на «прекрепкую стену и забрало». Храм выстроили под одной крышей с соседним — Покрова на Козлене, где служили зимой. В 1710 году храм освятили. Горожане подписали обязательство (общественный приговор), что «создали церковь, дабы град сей, и все, в нем обитающие людие, и домы их…, хранимы были от всяких наветов и зол наипаче же от внезапного грех ради бывающего огненного запаления… и всяких бедств». Город обязался «ежегодно и всегда впредь давать масло деревянное (оливковое) для лампад» перед храмовыми иконами «Покров Пресвятой Богородицы» и «Неопалимая Купина».
Не тюрьма, так казарма
Поражающая своей чеканностью и четкостью юридическая формулировка «всегда впредь!» действовала ровно до того времени, пока советская власть не начала борьбу с Православной Церковью. 30 января 1930 года козленский храм закрыли, чтобы разместить в нем пересыльную тюрьму для раскулаченных. В церкви устроили нары в несколько ярусов. Наверное, первые надписи на фресках оставили здесь несчастные страдальцы, обреченные на неволю (а большинство — на скорую кончину).
К концу 1930-х годов узников перевели в концлагеря. Бывший храм на Козлене использовали как склад, зеркальную мастерскую…
После Великой Отечественной несколько десятилетий здесь размещался призывной пункт областного военкомата. Вот когда можно было сказать, что в Покровском храме на Козлене побывал каждый юноша Вологодской области — за редким исключением. Только не в храме же их держали — в казарме.
Разумеется, каждый из призывников прекрасно понимал, где их держат те два-три дня, пока не отправят к месту постоянной воинской службы. Может быть, кому-то и молитовки на ум приходили, как знать, — Господь милостив. Но если и удавалось кому-то «Отче наш» прочитать, то украдкой, шепотком… Да и мало кто знал эти божественные глаголы. И уж никто не выцарапывал их на храмовых росписях — а храм, между прочем, в первой половине XVIII века расписан.
В 1981 году призывной пункт перевели в специально построенное здание. Бывшая церковь несколько лет пустовала, стремительно разрушаясь без хозяйского присмотра, и в 1985-м здание передали Управлению культуры Вологодской области. И опять не для того, чтобы вернуть церкви: были планы устроить здесь филиал областного музея. Но прежде нужна была реставрация…
Своими руками
К тому времени общественный климат значительно изменился. С каждым годом крепло Общество охраны памятников истории и культуры, объединявшее тех, кто понимал: история Отечества не с нас началась, и чтобы она с нами не закончилась, нужно стараться сохранить то, что сохранилось. Были такие люди и в Вологде, и прежде всего, среди молодых писателей, художников и журналистов. По предложению редактора областной газеты «Вологодский комсомолец» поэта Владимира Кудрявцева было создано движение добровольных помощников реставраторов, а начальник областной реставрационной мастерской Александр Бобров его поддержал. Среди тех, кто трудился на Козлёне, — художник Валерий Страхов, поэтесса Лариса Мокшева, прозаики Владимир Шириков и Роберт Балакшин, журналисты Андрей Смолин и Юрий Мацнев…
Молодые писатели и журналисты, инженеры и медики, художники каждую субботу разбирали перекрытия, выносили мусор… Прозаик Роберт Балакшин большой кувалдой разбивал заложенный кирпичом арочный проем между теплым и холодным храмом — эти удары по кирпичной кладке и были слышны на улице возле храма.
— 1 августа 1987 года, — вспоминал Роберт Александрович, — состоялся последний субботник. Помощь реставраторам продолжили оказывать на Никольском храме во Владычной слободе…
Трудились помощники реставраторов чуть больше года, но за это время изменился не только вид храма — труд во благо Церкви помог измениться душам людским. Кому-то эти субботники помогли прийти к Церкви — например, тогдашнему школьнику Дмитрию Воздвиженскому: он принял монашество, сейчас — игумен Спасо-Каменного монастыря на островке в Кубенском озере.
Постепенно пришел к вере и Роберт Балакшин, одна из его книг посвящена истории и современной жизни козленского храма. В марте нынешнего года Роберт Александрович скончался после тяжелой и продолжительной болезни. Помолитесь об упокоении души раба Божия Романа (это имя писатель получил при Крещении), дорогие читатели!
Тридцать лет возрождения
В 1991 году храм Покрова Пресвятой Богородицы на Козлене стал одним из первых в городе, возвращенных Церкви. И первая Литургия была здесь совершена на Пасху 1992 года — 26 апреля, без малого 30 лет назад.
Первым настоятелем стал протоиерей Григорий Цебрук. Позднее пришел протоиерей Александр Кульчинский. Покровский храм украсили росписи работы вологодского иконописца Александра Демидова. Изыскиваются возможности реставрации древних фресок в храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина» — XVII века, между прочим. Много лет здесь работают библиотека, воскресная школа: педагоги водят ребят на экскурсии, различные занятия с ними проводят.
Общественный приговор вологжан с общиной храма о содержании Неопалимовской церкви городские власти не вспоминают, а вот приход свои молитвенные обязательства помнит и свято чтит. Формы этой работы обновились, а суть-то — прежняя. Нынешний настоятель прихода иерей Вячеслав Тюнев ежегодно совершает богослужения в день празднества в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» — в этот день, 17 сентября, сотрудники Государственной противопожарной службы России отмечают свой профессиональный праздник. Регулярно участвует настоятель козленского храма и в торжественном провозглашении клятвы первокурсников Вологодского промышленно-технологического техникума, которые обучаются по направлениям «Пожарная безопасность», а также «Кинология» и «Правоохранительная деятельность». В нынешнем году отец Вячеслав в своем выступлении отметил:
— Служение Родине всегда требует преданности, как и служение Богу. И лучшие человеческие качества, которые нужно воспитать в себе, давно указаны Богом человеку в Его святых заповедях.
Андрей САЛЬНИКОВ
Поделиться в соцсетях: