13 февраля 2022 года, в Неделю о мытаре и фарисее, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию в вологодском храме Владимирской иконы Божией Матери.
Высокопреосвященнейшему владыке сослужили настоятель Владимирского храма иерей Алексий Сямичев и руководитель Службы протокола Вологодской епархии иерей Евгений Сизиков.
Богослужебные песнопения исполнил приходской хор под управлением регента Татьяны Константиновны Богдановой.
На Литургии была возглашена молитва о прекращении распространения вредоносного поветрия.
Митрополит Савва обратился к молящимся с назидательным архипастырским словом.
— Сегодня Церковь снова предложила в евангельском чтении для нашего с вами разумения известную притчу о мытаре и фарисее, — напомнил владыка. — Мы думаем, что предстоящий нам Великий пост так выдержим, как ни один преподобный Северной Фиваиды его не проходил: будем лоб свой расшибать во множестве поклонов, все просфорки в храме поедим, поставим пучками все свечки, какие есть в храме… И самое главное — мы так долго и уверенно будем стоять на службах, что выстоим все богослужения Великого поста. Скорее всего, подобные чувства и переживал фарисей, о котором повествует Христос в притче: он же рассуждал именно о том, насколько велика его праведность.
Митрополит Савва считает, что притча говорит о двух видах прихожан: одни — весьма примерные с точки зрения любого священника — соблюдают все предписания о посте, молитве и десятине. Таких людей не так много, может быть, — и слава Богу. Притча, отметил митрополит Савва, даёт нам и пример самого плохого прихожанина — мытаря. Мало того, что это, как бы мы сейчас сказали, налоговый инспектор, — а налоговую службу во все времена не любили — так он еще и изменил своему племени, собирает налоги для язычника-императора, кроме того — взяточник. Люди обычно идут в храм, когда им плохо; вот и мытарь видимо, пришел просить у Бога и каяться пред Ним.
— В отличие от нас, — разъяснил владыка Савва, — этот человек понимал: скорби приходят к нам, когда Бог гневается. На самом-то деле Он не гневается, Бог, просто все скорби на нашем жизненном пути — следствие наших собственных грехов. Примерный прихожанин не был особо отмечен, хотя и не был отвержен, а вот молитва мытаря был приятна Господу Богу.
Архипастырь призвал верующих задуматься, как мы живем:
— Казалось бы, наша жизнь – чисто церковная. Но она бывает не спасительна. Почему? Господь призывает нас к любви, и мы постоянно говорим, что надо ближнего любить. А как свою любовь выражаем на деле? Говорим вроде бы всё правильно, но это порой лишь внешняя правильность. Вроде бы молимся в храме, а думаем-то совсем не о Боге: о том, что надо записки о поминовении подать, просфоры не забыть получить, разглядываем, кто во что одет, и осуждаем тех, кто ведет себя не так, как нам нравится, платок не того фасона носит..
А вот мытарь показывает, что от нас Богу нужно только «сердце сокрушенно и смиренно» (Пс. 50, 19). Вот с чем нужно приходить в храм — с размышлениями о том, как живем, и обращением к Господу: «Боже, милостив буди мне, грешному!» Выходя из храма с таким настроем, мы имеем шанс на спасение. Так что, дорогие братья и сестры, не осуждайте ни мытаря, ни фарисея, любите Бога и друг друга, и тогда Господь дарует нам возможность войти в Царство Небесное!
По окончании богослужения правящий архиерей осмотрел восстанавливающийся храм.
— Сейчас мы можем вести богослужения только в трапезной части церкви, — рассказал настоятель прихода иерей Алексий Сямичев. — Храм — памятник культуры федерального значения, это накладывает на нас особую ответственность. Идет работа над проектом реставрации, осуществляется поиск средств на восстановление. В храме регулярно совершаем Божественные литургии и надеемся с Божией помощью храм возродить, несмотря на все сложности.
Отец Алексий преподнес владыке иллюстрированный каталог «Иконы Вологды XIV — XVI веков».
— Сегодня я впервые служу в этом историческом храме, чему очень рад, — сказал митрополит Савва. — Сейчас он находится еще в неприглядном состоянии и мы можем только представить его в прежней красе. Для меня этот замечательный храм – не только памятник нашей старины или отечественной культуры; для меня это, прежде всего, памятник величия русского духа. Глядя на него, сразу понимаешь: это образ души. Она еще находится на пути возрождения: не оштукатурены и не побелены стены, кое-где крыша течет — так что нам еще долго возрождаться… Но я верю, что когда-нибудь всё же это время придет и в возрожденном одухотворённом храме Владимирской иконы Божией Матери будут петь Пасху Христову.
Фото Олега Зажигина
Поделиться в соцсетях: