Накануне дня памяти великомученика Димитрия Солунского, в воскресенье 7 ноября, митрополит Вологодский и Кирилловский Савва совершил Божественную литургию в храме великомученика Димитрия Солунского в посёлке Уткино Вологодского района.
Высокопреосвященному владыке сослужили: благочинный Северо-Западного округа протоиерей Андрей Смирнов и настоятель Димитриевского храма иерей Андрей Грибанов.
Диаконский чин возглавил диакон Георгий Хоботов, клирик Воскресенского кафедрального собора г.Вологды.
Богослужебные песнопения исполнил приходской хор.
За богослужением была вознесена молитва о прекращении распространения вредоносного поветрия.
На Литургии были помянуты имена, присланные на сайт митрополии для молитвенного поминовения.
После евангельского чтения митрополит Савва обратился к молящимся с архипастырским назидательным словом на тему притчи о богаче и Лазаре — евангельского зачала, предлагаемого Церковью для чтения на богослужении в сегодняшний день (Лк., 83 зач., XVI, 19-31):
— Ключевым словом притчи можно считать слово «упование» или «надежда», — считает владыка Савва.
— Жизнь людей, о которых говорит притча, была неравная, и надеялись они на разное: богач возлагал надежду на своё богатство, а Лазарь, скорее всего, — на Бога. Богач пиршествовал каждый день, одевался в богатые ризы, а Лазарь довольствовался крохами, которые падали со стола богача.
С точки зрения социального положения здесь видна несправедливость. Но, с другой стороны, мы не должны осуждать и богача — ведь мы с вами знаем из Священной истории Ветхого Завета, что немало богатых людей любили Бога и вели жизнь благочестивую. Многие из них попали на лоно Авраамово после своей смерти. Можно назвать среди них Иосифа Прекрасного и праведного Иова, царя Давида и царя Соломона… Нельзя их осуждать за то, что они были богатыми — потому что они имели упованием не богатство и не злато. Они любили Бога и служили Ему, и служили всем своим имением тем, кто находился рядом с ними.
Мы с вами знаем и то, что есть и нищие люди, которые ведут себя недостойно: осуждают всех вокруг, недовольны окружающей обстановкой, постоянно ропщут, ленятся и совсем не работают.
Я не случайно назвал слово «упование» ключевым в притче. Мы с вами видим, что богач уповал на своё богатство, видел в нём единственную защиту.
Было упование и у Лазаря — он возлагал его на Бога и получил то, что, скорее всего, и должен был получить как человек, который довольствовался своим положением, не роптал ни на кого и не осуждал никого. Казалось бы, и богач не осуждал Лазаря, — но он его и не привечал, не видел. Да, наверное, ему просто не хотелось этого — как в смешной истории, которая утверждает: если будешь смотреть в окно, можешь увидеть и людей, и окружающую среду; но если добавить к этому стеклу серебра, то видишь только себя.
Получается, перед нами — два примера. Один человек излишне богат, он просит всё больше и больше благ себе и не может без этого комфорта обходиться; в то же время, жизнь другого показывает, как, в общем-то, и мало человеку нужно для жизни: какое-то тепло, какое-то внимание – хотя бы со стороны животных, какие-то крохи хлеба…
Мы с вами видим, что и после смерти сознание богача почему-то не поменялось. Он, может быть, и заметил Лазаря, но относился к нему как к какому-то слуге. Да, он даже произнёс имя этого бедняка, и как-то даже его признал, попросив, чтобы тот, омочив перст свой, хоть каплю воды дал ему.
Мы понимаем, что до Воскресения Иисуса Христа все праведники, согласно этой евангельской истории, попадали в ад. Существовал верхний ад и нижний: верхний именовался лоном Авраамовым, и там, может быть, в большей степени присутствовал Бог, чем в нижней части ада, ведь мучение-то причиняет не адское пламя, а отсутствие Бога. И это всегда нас заставляет мучиться: отсутствие Бога в нашем сердце, в нашей душе.
С другой стороны, этот богач подтвердил, что, по сути, мы — люди неверующие, хотя и имеем Моисея и пророков, как сказано в этой притче. Получается, что нам всё время какого-то чуда надо. Получается, что-то должно произойти в нашей жизни, порой даже скорбное, чтобы мы с вами изменили свое сознание и отношение к жизни и окружающим нас людям. У нас, русских даже поговорка есть: «Гром не грянет — мужик не перекрестится».
В этот воскресный день, когда мы слышали евангельскую притчу о богаче и Лазаре, хотелось бы пожелать, чтобы единственным упованием в жизни нашей мы имели Бога, нашего единственного верного друга, Который нам помогает в любых напастях и искушениях. И чтобы упование было не на тленное, а вот как раз на нетленное. В каком бы состоянии ни находились бы мы, нужно по-человечески друг к другу относиться, будучи богатым, бедным или человеком среднего достатка. Нужно обращать внимание на окружающих нас и хотя бы здороваться друг с другом. Это было бы, наверное, хорошим прогрессом в нашей с вами скорбной и весьма греховной жизни.
По окончании богослужения настоятель храма иерей Андрей Грибанов приветствовал правящего архиерея, от всех прихожан поблагодарил владыку за предоставленную возможность совместной молитвы.
Митрополит Савва преподал молящимся архиерейское благословение, затем осмотрел подворье храма.
Фото Олега Зажигина
Из истории прихода
В 2001 году жители села Уткино Вологодского района создали православную общину.
Было принято решение строить храм, собраны средства среди местных жителей и различных организаций.
В 2007 году храм был построен. 8 ноября состоялось его освящение во имя великомученика Димитрия Солунского. Церковь во имя этого святого была когда-то в находившемся неподалеку от Уткина селе Широгорье.
Богослужения в храме совершаются регулярно.
Поделиться в соцсетях: