Владыка Фотий возглавил богослужения Великого Четверга

13 апреля 2023 года, в Великий Четверток, день Воспоминания Тайной Вечери, епископ Великоустюжский и Тотемский Фотий совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в Прокопьевском кафедральном соборе  города Великого Устюга.

Его Преосвященству сослужили секретарь Великоустюжской епархии иерей Димитрий Рыжков, клирики собора святого праведного Прокопия иерей Андрей Игнатьев и иерей Вячеслав Бураков.

На сугубой ектении были вознесены особые прошения, епископ Фотий прочитал молитву о Святой Руси.

Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под руководством регента Людмилы Фоминой.

Песнопения Великого Четверга полны глубоких чувств и мыслей в связи с рядом евангельских событий этого дня. Здесь преклонение перед смирением Спасителя, которое проявилось в умывании ног ученикам; благоговение перед таинством Тела и Крови Христовых; прославление бесконечного самоотвержения Христова; скорбь о Его страданиях; негодование против ожесточения иудеев и вероломства предателя Иуды.

На великом входе вместо Херувимской песни было исполнено главное песнопение Великого Четверга: «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

В день Воспоминания Тайной Вечери многочисленные верующие приобщились Святых Христовых Таин.

По окончании Литургии владыка Фотий обратился к верующим с архипастырским словом.

— Во имя Отца и Cына и Святого Духа. Возлюбленные отцы, братья и сестры! Вчера и сегодня, слушая Святое Евангелие, мы как бы переносимся в то время, когда Господь грядет на вольную страсть ради нашего спасения. И вот сегодня, пожалуй, самый тяжелый и напряженный до глубины день, который переживал Господь, неся на себе грехи всего рода человеческого.

В Евангелии рассказывается, как Господь с учениками присутствовал на Тайной Вечере и установил таинство Евхаристии. Перед этим Он омыл ноги всем апостолам, а потом последовал в Гефсиманский сад и молился до кровавого пота. Внутренне Он глубоко переживал по-человечески то, что предстоит Ему воспринять, печалило Его и то, что апостолы спали в это время, когда Он молился и обращался ко Господу, прося, чтобы миновала Его чаша сия: «…Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф. 26, 39).

Вот в этих словах выражается вся человеческая сущность Господа — Богочеловека. Он показывает Свое человеческое естество.

А после этого напряженного моления, мы знаем, навстречу Господу уже идет толпа народа и воины с копьями и мечами, и впереди следует апостол Иуда: «Предающий же Его дал им знак, сказав: Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел?» (Мф. 26, 48-50).

На самом деле Господь уже знает, что значит это целование – Иуда предает своего Учителя. И вот эти люди, которые приговорили Его к смерти, берут Его и уводят на верную казнь. При этом мы знаем, как малодушествовали апостолы. И Петр, который говорил о том, что если «все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь». Все ученики только соблазнились об Иисусе, а Петр, который посчитал, что может сделать истину ложной, не только соблазнился, но даже отрекся от Него, обреченный на соблазн из-за своего дерзкого обещания: «…хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» (Мф. 26, 31-35). По-человечески можно только представить, как было страшно апостолам и почему они проявили малодушие и разбежались, а Петр даже отрекся троекратно.

Почему в этот день Святая Церковь особое внимание уделяет омовению ног ученикам перед тем, как совершить установление таинства Евхаристии? Потому что Господь исполнил тот обряд, который исполняли рабы. И поэтому удивились такому поступку Господа Его ученики. И Петр, будучи пылким по своему характеру, воскликнул: «не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною» (Ин. 13, 8).

В этом акте Господь проявил любовь к своим ученикам. Ведь «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28). Так Господь научил своих учеников — апостолов смирению, и все святые отцы говорят, что это самая ценная добродетель. Она дает много благ, ибо смирение – это проявление силы духа и мужества.

Установив же главное таинство – Евхаристию, Господь дает верующим возможность под видом хлеба и вина вкушать истинное Тело и истинную Кровь Спаса нашего Иисуса Христа: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

Мы всегда должны помнить об этом. Невозможно быть сообщником без Причастия Тела и Крови. Только так мы соединяемся с Богом, испытывая ту необъяснимую радость и благодатное чувство, когда прикладываемся к Святой Чаше. Это подтверждение того, что мы встретились невидимо с Богом и почувствовали Его в своем сердце.

Переживая все эти события, будем посещать богослужения и сопереживать Господу нашему – Спасителю, Который воспринял наши грехи, грехи рода человеческого. Станем свидетелями Его Святого Воскресения в светлый день Пасхи. Аминь».